Дети Запорожья лого

Доклад за 2003 г. общества Children Strategies о проблеме сиротства в Украине

15 марта 2006, 0:00 9743 www.children-strategies.org

1. Общие условия и состояние детского населения страны

В полной мере отражают нынешнее состояние украинского общества основные характеристики современного детства. Так, за последние десять лет наблюдается общее уменьшение численности детей в Украине. На 01.01.2003 г. количество детского населения (в возрасте до 18 лет) составило 10 371 120 человек (5 313 261 мальчиков и 5 057 859 девочек), что на 1467,5 тыс. меньше по сравнению с 1998 г. Общий коэффициент рождаемости 2001 г. отвечает уровням 1998, 1999 и 2000 г.г. и составляет 7,8 на 1000 человек населения. Как положительное можно отметить, что динамика смертности новорожденных с 1993 г. имеет тенденцию к снижению (14,9 – 1993 г., 11,2 – в 2001 г.)

На 01.01.2002 г. зарегистрировано 153 453 ребенка-инвалида. При этом происходит постепенное “омоложение” инвалидности.

Право на получение общего среднего образования реализуется в Украине надлежащим образом. Охват детей обучением в разных типах общеобразовательных учреждений удалось стабилизировать. Так, на начало 2002/03 учебного года в Украине функционирует 22 094 общеобразовательных учебных заведений, в которых обучается 6,34 млн. детей. Увеличивается количество детей, которые обучаются в частных учебных заведениях.

Несколько стабилизировалась криминогенная ситуация в среде несовершеннолетних. По данным Министерства внутренних дел Украины, за последние два года по всем видам преступлений наблюдается уменьшение количества правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних.

2. Дети групп риска

К детям группы риска в Украине принадлежат: дети-сироты и дети, лишенные родительской опеки; дети из малообеспеченных (как правило, многодетных) семей; дети, находящиеся в состоянии бродяжничества; несовершеннолетние, которые содержатся в учреждениях социальной реабилитации и местах лишения свободы; дети-беженцы и др.

В последние годы сохраняется тенденция возрастания количества детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки (на сегодня их около 100 тыс. человек, из них 11 592 чел. находятся в школах-интернатах для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, 4689 – в домах ребенка системы Министерства образования и науки Украины (МОН), 3150 – в детских домах системы Министерства охраны здоровья Украины (МОЗ), 3056 – домах-интернатах Министерства труда и социальной политики Украины).

3. Национальная политика и особые стратегии относительно детей, оказавшихся в зонах риска

Охрана детства в Украине признана общенациональным приоритетом и является частью государственной политики. Все дети на территории Украины, не зависимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, национальности, этнического или социального происхождения, состояния здоровья, имеют равные права и свободы.

Основные меры в стратегии национальной политики направлены на:

совершенствование законодательства в отношении правовой и социальной защиты детей, приведение его в соответствие с международными правовыми нормами;

снижение показателей смертности новорожденных; обеспечение соответствующих условий для охраны здоровья детей, их образования, социальной адаптации, активной жизнедеятельности, воспитание в семейном окружении в атмосфере мира, достоинства и равенства; предоставление детям соответствующих льгот и социальных гарантий;

реализацию целевых программ по охране детства; развитие сети и повышение эффективности деятельности специализированных учреждений и служб социальной защиты детей; отработка механизма социальной поддержки детей, которые находятся в зоне риска;

совершенствование системы содержания, обучение и воспитание детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы; поддержка таких форм семейного воспитания, как детские дома семейного типа и приемные семьи;

предупреждение инвалидности, создание условий для интеграции в общество детей с функциональными ограничениями; расширение сети специализированных медицинских учреждений, диспансеров, центров предоставления медико-санитарной помощи детям, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы;

стимулирование научных исследований по актуальным проблемам детства; создание социально-экономических и правовых институтов с целью защиты прав и законных интересов детей.

В Украине структурами государственной исполнительной власти, которые обеспечивают защиту прав детей, являются: Кабинет министров Украины, Государственный комитет Украины по делам семьи и молодежи, Министерство образования и науки Украины, Министерство труда и социальной политики Украины, Министерство охраны здоровья Украины, областные, Киевская, Севастопольская городские государственные администрации, районные, районные в городах Киеве и Севастополе государственные администрации, исполнительные комитеты городских, поселковых, сельских советов народных депутатов. В структуре Государственного комитета Украины по делам семьи и молодежи созданы областные, городские, районные управления и отделы по делам семьи и молодежи (762), областные, городские, районные центры социальных служб для молодежи (615), областные, городские, районные службы по делам несовершеннолетних (780). Непосредственное ведение дел по социально-правовой защите детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, возлагается на органы опеки и попечительства местных исполнительных органов. По состоянию на 01.01.2002 г., на учете в органах опеки и попечительства находились 62 743 ребенка, над которыми установлена опека (2001 г. – 61 658, 2000 г. – 59 504, 1999 г. – 57 089 человек).

4. Опека над детьми в интернатных учреждениях

Государственная система опеки над детьми в Украине предусматривает содержание и воспитание ребенка от рождения до совершеннолетия и представлена интернатными учреждениями, которые подчиняются разным структурам: Министерству охраны здоровья Украины, Министерству образования и науки Украины, Министерству труда и социальной политики Украины. Сеть учреждений для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, по состоянию на 01.01.2003 г. насчитывается: 45 школ-интернатов и 91 детский дом системы МОН; 47 домов ребенка системы МОЗ; 57 домов-интернатов системы Минтруда.

За последние годы наблюдается увеличение количества воспитанников интернатных учреждений. Начиная с 1995 г., количество социальных и биологических сирот, которые находятся в детских домах, домах ребенка и домах-интернатах, увеличилось в 1,5 раза, а тех, которые учатся в школах-интернатах для детей-сирот, – в 1,4 раза.

Традиционная государственная система опеки над детьми-сиротами и детьми, лишенными родительской заботы, предусматривала как минимум два перевода ребенка из одного учреждения в другое. Желание ребенка при этом не всегда учитывалось. Более прогрессивной формой являются детские дома смешанного типа (61), где содержатся дети с 3 до 18 лет. Они создаются по месту жительства детей, рассчитаны на 20-50 человек, формируются по разновозрастному принципу с сохранением родственных связей воспитанников.

Обеспечить оптимальные условия жизнедеятельности детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, – задача всех детских учреждений системы социально-воспитательных институтов государственной опеки. Среди наработок в системе интернатных учреждений для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки: активный поиск и внедрение новых учебно-воспитательных технологий; привлечение воспитанников интерната к обучению в общеобразовательной школе, и наоборот; открытие при интернатных учреждениях профориентационных центров; создание при интернатах мини-предприятий, цехов, мини-пекарен, которые частично помогают решить финансовые трудности.

Осуществление опеки в государственном учреждении усложняется: недостаточным финансированием; перегруженностью интернатов; преимущественно женским составом учителей и воспитателей. Значительная часть домов ребенка, детских домов и школ-интернатов имеют слабую материально-техническую базу, требуют ремонта как жилых, так и служебных помещений. Обеспечение воспитанников интернатных учреждений одеждой и обувью составляет 60–70%. Материальные потребности детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, администрация детских учреждений вынуждена решать за счет спонсорских средств, получить которые непросто.

Социально-психологическая характеристика воспитанников и выпускников интернатных учреждений:

? Коммуникативная проблема, отсутствие навыков общения с другими людьми, неуверенность, комплекс неполноценности, чувство социальной отчужденности.

? Недостаточное проявление положительных социально-ролевых ориентиров, повышенная агрессивность, неприятие себя как личности; проблемы адаптации к новой среде.

Большинство выпускников школ-интернатов не готовы к самостоятельной жизни. Наиболее серьезные проблемы адаптации: материальные трудности (в вопросах питания, одежды, коммунальных платежей, уплаты долгов, сохранения здоровья); обеспечение материального благосостояния (сложности трудоустройства, низкооплачиваемая работа, неумение экономить); жилищные проблемы (получение, покупка, размен, благоустройство квартиры или комнаты в общежитии). Проблема дальнейшего устройства воспитанников после окончания интерната:

§ Для большинства воспитанников школ-интернатов намерение продолжить обучение означает прежде всего отсрочку начала самостоятельной жизни; возможность получить место в общежитии, финансовую поддержку в виде стипендии, другие льготы, установленные государством. Для 41% учащихся решающей в выборе будущей работы есть перспектива решения жилищных проблем.

§ После окончания интерната 54% выпускников рассчитывают на поддержку, помощь администрации учреждения, учителей, воспитателей, работников различных служб.

В системе Государственного департамента социальной защиты населения Министерства труда и социальной политики Украины функционирует 57 домов-интернатов для детей с недостатками физического и умственного развития, рассчитанных на 9,1 тыс. мест. В данное время в них содержится 7,9 тысяч детей-инвалидов. Таким образом, действующая сеть полностью удовлетворяет количественные потребности в койко-местах. Однако в интернатных учреждениях воспитанники далеко не всегда обеспечиваются надлежащими условиями проживания. Наибольшую сложность для этой категории детей составляет проблема получения жилья после окончания учреждений.

Недостаточно решается проблема жизнеобеспечения детей-сирот с ВИЧ-инфекцией или больных СПИДом, она требует детального изучения и создания специальных условий для ухода за такими детьми.

5. Альтернативные интернатным учреждениям формы опеки

Одной из альтернативных форм устройства детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, в Украине является детский дом семейного типа. Это отдельная семья, созданная по желанию супругов или одного лица, не состоящего в браке, которая берет на воспитание не менее пяти детей.

Новый импульс развитию указанной формы опеки дало принятое Кабинетом Министров Украины в 2001 г. Положение о детском доме семейного типа. На 01.01.2003 г. в Украине функционирует 112 таких домов в 22 областях, Автономной Республике Крым и г. Севастополе, где воспитывается 1132 ребенка (из них 238 родных и усыновленных, 894 – взятых на воспитание).

Детский дом семейного типа реально отображает комплексность воспитательного воздействия семьи на формирования личности ребенка-сироты и ребенка, лишенного родительской опеки. Ребенок приобретает навыки межличностных взаимоотношений, усваивает положительные образцы поведения взрослых, общения с социальным окружением, развивает стремление к самосовершенствованию. Однако в деятельности детских домов семейного типа проблемными остаются: материально-техническое и финансовое обеспечение детских домов семейного типа, которое возложено на местные органы исполнительной власти; не урегулирован вопрос улучшения жилищных условий семьи в случае пополнения ее воспитанниками; не всегда ответственно осуществляется отбор и подготовка родителей-воспитателей. Возникают проблемы, когда ребенок после достижения совершеннолетия возвращается к биологическим родителям (в таком случае психолого-педагогические усилия родителей-воспитателей относительно этого ребенка сводятся на нет).

Создание института приемной семьи в Украине началось в 1998 г. По состоянию на 01.01. 2003 г. в Украине функционирует 45 приемных семей, которые охватили семейной опекой 64 ребенка. Особенностью данной новой формы опеки является то, что: за ребенком, который воспитывается в приемной семье, остается статус ребенка-сироты или ребенка, лишенного родительской опеки, и соответственно все льготы, предусмотренные законодательством для такой категории детей; кандидаты в приемные родители обязательно проходят курс подготовки, направленный на осмысление проблем, связанных с приходом в семью нового воспитанника; приемные родители сотрудничают с социальным работником, который осуществляет социальное сопровождение данной семьи; содержание приемного ребенка в семье финансируется государством из расчета затрат на содержание воспитанников интернатных учреждений для детей-сирот.

На протяжении 1998–2003 гг. научно-методическое обеспечение функционирования приемных семей в Украине осуществляется Государственным институтом проблем семьи и молодежи. Разработаны и внедрены методики обучения кандидатов на создание приемной семьи, социальных работников, приемных родителей, государственных служащих; разработана методика социального сопровождения родителей и детей приемных семей; оценки эффективности деятельности приемных семей.

Приоритетной формой устройства детей, по разным обстоятельствам лишившихся родительской опеки, в Украине остается усыновление. Государственным учреждением, способствующим определению детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, путем усыновления является Центр по усыновлению детей при МОН.

На протяжении 2001 г. в Украине усыновлено 7593 ребенка (2000 – 7692, 1999 г. – 6767 лиц). Наблюдается уменьшение процента детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, усыновленных гражданами Украины, и соответственно – увеличение – усыновленных иностранными гражданами. Очереди среди украинских граждан, желающих усыновить детей, не существует. Препятствием для усыновления детей является наличие биологических родителей, в свое время не лишенных родительских прав. Проблемным остается вопрос обеспечения надлежащего контроля за содержанием и воспитанием усыновленных детей и предоставление родителям необходимой помощи со стороны органов опеки и попечительства.

6. Положительные примеры

Среди новых программ, которые реализуются в Украине с целью защиты прав детей, и в т.ч. воспитанников интернатных учреждений, – Комплексная программа решения проблем инвалидности, Государственная программа предупреждения детского бродяжничества на 2002–2005 гг., Дополнительные меры относительно реализации Национальной программы «Дети Украины» на период до 2005 г., Программа оздоровления и отдыха детей до 2008 г. и др.

Предотвращение выхода ребенка из семьи – главная цель программы “Социальное сопровождение неблагополучных семей” (2002 г.). По результатам работы, проведенной службами по делам несовершеннолетних и центрами социальных служб для молодежи, сегодня осуществляется социальное сопровождение свыше 20 тыс. неблагополучных семей.

При содействии Международной благотворительной организации “Надежда и жилье для детей” действует проект строительства жилья для детских домов семейного типа (сооружено 52 дома); создана ре-интеграционная площадка возвращения детей, лишенных родительской опеки, в биологические семьи, предупреждение раннего сиротства.

В течение 2001–2002 гг. Государственный институт проблем семьи и молодежи при поддержке ЮНИСЕФ реализовывал программу “Подготовка воспитанников интернатных учреждений к самостоятельной жизни”. В рамках программы были осуществлены следующие проекты: разработка учебного курса для учащихся выпускных классов с целью подготовки их к самостоятельной жизни; открытие Всеукраинской телефонной линии доверия для воспитанников и выпускников интернатных учреждений; создание приемных семей временного пребывания.

Общественными организациями, благотворительными фондами создано 25 учреждений социальной защиты детей (следует отметить работу центра социальной опеки ребенка «Отчий дом»).

7. Финансирование

По данным Министерства финансов Украины, затраты бюджета Украины на:

§ интернаты и школы-интернаты для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, составляли: 1999 г. – 66, 6 млн. грн.; 2000 г. – 76,2; 2001 г. – 109,0 млн. грн.;

§ специальные школы для детей с проблемами здоровья: 1999 г. – 140,3 млн. грн.; 2000 г. – 162,6; 2001 г. – 233,4 млн. грн.

На содержание одного ребенка в интернате в месяц государство тратит до 700 грн. ($127).

Лица, которые берут под опеку (попечительство) ребенка согласно Закону Украины “О государственной помощи семьям с детьми” имеют право на государственную помощь. Она назначается, если среднемесячный размер получаемых на ребенка алиментов, пенсии за предшествующие шесть месяцев не превышает определенной суммы (46 грн. – в 1999 г., с 01.01.2002 г. – 80 грн.) С начала 2002 г. средний размер предназначенной месячной помощи на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, или взыскание алиментов невозможно, возрос до 12,1 грн. (8 грн. – в 2000 г.). Среднемесячный размер государственной помощи по уходу за ребенком-инвалидом на 01.01.2002 г. составлял 45,5 грн. (2001 г. – 27,9 грн.).

Конечно, такие показатели уровня помощи не способствуют обеспечению условий для полноценного развития ребенка. Неслучайно, значительное количество детей, которые имеют опекунов или опекунов, воспитываются в интернатных учреждениях. Таким образом, требуют пересмотра механизмы и размеры финансирования затрат на детей, которые находятся под разными формами опеки. Следует каждый год устанавливать единую сумму для содержания ребенка-сироты независимо от учреждения, где он воспитывается, предусмотрев дополнительные суммы на образовательные, медицинские услуги, которые предоставляются в интернатах. На сегодня остается не решенным вопрос обеспечения одинаковых размеров государственной помощи на детей, которые находятся под опекой в семьях граждан и в государственных учреждениях.

8. Выводы

В течение последних лет в Украине социальное сиротство как общественное явление имеет постоянную тенденцию к усугублению. Достижением Украины является приведение, в целом, национального законодательства относительно детей к международным нормам, Конвенции ООН о правах ребенка. Вместе с тем, ввиду сложности экономических реалий, количество украинских семей, которые имеют возможность усыновить ли установить опеку над детьми-сиротами или детьми, лишенными родительской опеки, сокращается, соответственно возрастает часть тех детей, которые попадают в учреждения социальной защиты.

Сегодня национальная политика ориентируется на развитие и поддержку семейных форм опеки детей.

Внимание! Русская версия сайта больше не обновляется. Актуальная информация размещена в украинской версии