Дети Запорожья лого

Выбираем умную благотворительность!

22 декабря 2011, 12:20 5204 Автор: Альберт Павлов www.deti.zp.ua Замечательно, если по зову сердца мы решили помогать людям. Но каждый из нас хотел бы видеть результат этой помощи, чувствовать, что наши усилия не потрачены впустую

В нашей жизни мы постоянно делаем выбор. Мы выбираем, как использовать имеющиеся у нас ресурсы – время, способности, деньги и материальные ценности.

Замечательно, если по зову сердца мы решили помогать людям. Но каждый из нас хотел бы видеть результат этой помощи, чувствовать, что наши усилия не потрачены впустую.

Есть миллион способов помочь ближнему. Но не все эти способы эффективны.

Мы можем подарить детдомовцам сладкие подарки и мягкие игрушки на Новый Год. Кто-то получит 15-й по счёту подарок, и обменяет его на базаре на сигареты. Кто-то продаст подарок воспитателю за полцены. Ребёнок-сирота хочет любви, внимания, семейного тепла… А мы откупаемся сладостями.

Но выбор у нас есть! Мы можем объединиться, и вместо закупок тонн конфет построить семейный детский дом для 10 ребят. У сирот появятся мама и папа, которые на следующий Новый Год сами купят своим детям подарки. Нам больше не нужно будет беспокоиться об этих ребятах. Проблема решена!

Какой вариант вы выберите? Лично я за осознанные, обдуманные действия, в том числе и в благотворительности.

Умная благотворительность подразумевает максимальный эффект от каждого пожертвования.

Для этого мы:

- исследуем проблему, ищем пути её решения, тестируем их и внедряем в повседневную практику;

- устраняем причину, а не следствие;

- используем пожертвования экономно;

- правильно расставляем приоритеты (помогаем тем, кому это нужнее всего в данный момент);

- консолидируем пожертвования, то есть используем много мелких пожертвований для достижения одной большой и важной цели;

- защищаемся от мошенничества (проверяем информацию, работаем через проверенные фонды);

- используем современные технологии (аналитика на сайте, автоматизированная отчётность, веб 2.0).

Что же мешает умной благотворительности?

1. Желание сразу увидеть ощутимый результат. Купили телевизор – и вот он уже в интернате, и фото отчёт готов!

2. Непонимание сути, причины проблемы. Устранение симптомов вместо настоящего лечения. Мы даём милостыню матери-попрошайке с двумя детьми вместо того, чтобы помочь ей социально адаптироваться, найти работу и т.д.

3. Нехватка информации о получателе помощи. Передаётся помощь интернату/больнице без учёта реальных нужд. Дарятся ненужные вещи, а приоритетные нужды не удовлетворяются.

4. Стереотипы и неправильные приоритеты. Помощь оказывается в основном учреждениям (интернатам), в то же время многодетные, малообеспеченные семьи влачат жалкое существование. Больницы получают намного меньше помощи, чем интернаты.

5. Нежелание кооперироваться с другими жертвователями. Покупается лишь то, на что хватает денег. Классический пример – в дом ребёнка закупают массу игрушек и мелких подарков, но профинансировать в складчину покупку дорогого, но очень необходимого аппарата никто не хочет.

Как фонды и общественные организации могут сделать благотворительность умнее?

1. Больше внимания уделять исследованиям сути проблемы, и разработке, тестированию и внедрению в практику эффективных способов решения проблемы.

2. Повышать доверие к благотворительным организациям путём публикации отчётности.

3. Повышать квалификацию персонала и уровень менеджмента в организации.

4. Разъяснять необходимость в финансировании «умных» проектов.

Очень важным является создание базы данных медицинских учреждений, детских домов, интернатов, малообеспеченных семей, изучение их материального состояния, степени прозрачности финансовой деятельности, материальных и иных нужд.

Пример информационной карточки получателя благотворительной помощи для учреждения:

Название: Интернат №

Количество детей:

Из них детей сирот:

Финансирование за прошлый год:

Расходы на содержание персонала:

Расходы на ремонт: На питание: На отопление:

Наличие автотранспорта, компьютерного класса

Основные нужды:

Мнение директора: Мнение воспитателей: Мнение детей:

Независимая оценка профессионализма руководителя как менеджера: 1-5 баллов

Общий уровень менеджмента в учреждении: 1-5 баллов.

Иногда после исследования нужд учреждения оказывается, что неэффективная система отопления съедает 100 000 грн. (800 грн. с каждого ребёнка) в месяц. Иногда затраты на ремонт, на закупку оргтехники оказываются непомерно велики (н-р, одна из больниц просила компьютер для бухгалтерии стоимостью 4500 грн.; фондом был закуплен аналогичный компьютер стоимостью 2700 грн.).

Решение проблемы в данном случае: аудит, проверка системы отопления; переход на энергосберегающую систему; контроль общественности над расходами на капитальный ремонт; прозрачность финансовых потоков в учреждении.

Пример информационной карточки для малообеспеченной семьи:

Количество членов семьи:

Точный состав семьи:

Количество детей:

Количество детей до 18 лет:

Общий доход семьи:

Доход на одного члена семьи:

Занятость:

Образование родителей:

Наличие вредных привычек у членов семьи:

Полезные навыки родителей:

Материальные нужды семьи (перечисление и финансовое выражение)

Отзывы соседей, учителей, социальных служб о семье:

Желание оказать волонтёрскую помощь фонду или другим семьям.

На основе информационных карточек получателей благотворительной помощи формируется приоритетность в оказании помощи. Глупо будут выглядеть матросы, которые красят палубу в то время, когда вода просачивается в пробоину. Так же само выглядят благотворители, которые удовлетворяют второстепенные нужды и игнорируют первоочередные.

Как частные лица и бизнес могут сделать благотворительность умнее?

1. Предпочтительно жертвовать не напрямую, а через фонды, работающие прозрачно и имеющие хорошую репутацию.

2. Тщательно проверять информацию в просьбах об оказании помощи. Обращаться к независимым экспертам и фондам для проверки информации.

3. Оказывать не только адресную помощь, но и поддерживать проекты по исследованию причины проблемы и поиска путей её решения.

4. Не делать благодеяние ради пиара или удовлетворения собственных амбиций.

Я не призываю Вас стать роботами в попытке до копейки просчитать эффект от пожертвования. Иногда нужно доверять своему сердцу и интуиции, и никакие логические рассуждения не помогут.

И всё же надеюсь, что эта информация даст вам пищу для размышлений и сделает вашу помощь более эффективной! Буду рад вашим откликам на info@deti.zp.ua

Всех благ!

Внимание! Русская версия сайта больше не обновляется. Актуальная информация размещена в украинской версии