Уважаемые коллеги!
На повестке дня нашего сегодняшнего собрания стоит вопрос, важный для каждой страны мира.
Это защита ребенка, соблюдение его прав, тесно связанное с национальной безопасностью и будущим государства.
Мы рассматривали этот вопрос год назад на первом заседании Всеукраинского совещания по вопросам защиты прав детей.
Мы вместе с вами положили начало этой традиции и наработали новые подходы для решения накопившихся проблем.
За прошедший год была проведена значительная работа.
Принят ряд важных решений в сфере поддержки семейных форм воспитания, доступности образования, увеличения финансирования и содержания детей-инвалидов в домах-интернатах.
У нас уже есть определенные достижения. Имею в виду подвижки в таких сферах, как обустройство в семьях детей из интернатов, предоставление социальной поддержки, профессиональных услуг, оздоровление и отдых детей.
В соответствии с проведенными рейтинговыми исследованиями лучшие результаты имеют Днепропетровская, Киевская, Харьковская, Черкасская, Тернопольская области, а также Автономная Республика Крым.
Хочу поблагодарить всех тех, кто был вовлечен в эту работу.
В то же время, следует сосредоточить внимание на проблеме качества услуг, которые получают дети и их семьи.
В настоящее время завершается внедрение института социальных специалистов в каждом населенном пункте Украины. Главная цель этой работы - научить родителей не терять право на воспитание своих детей, не пренебрегать родительскими обязанностями.
Это создаст условия для уменьшения разъединения семей, асоциальных проявлений, преступности и в конце концов - количества детей без родителей.
Снижение социального сиротства - амбициозная задача, предусмотренная соответствующей Национальной стратегией.
Это новая философия работы не только для социальных работников, но и для педагогов, медиков, правоохранителей и судей.
Предостерегаю вас от формального подхода к этой деятельности.
Поручаю Правительству разработать объективные показатели эффективности деятельности специалистов социальной работы и их реального влияния на решение проблем семей с детьми.
Выделенные средства на введение должностей социальных специалистов должны работать в интересах людей.
Требую усилить работу Минсоцполитики и местных органов исполнительной власти в направлении семейного обустройства детей, уже потерявших родителей.
Недопустимо, что треть административно-территориальных единиц - 219 - не обустроили на протяжении года ни одного ребенка в семью.
Председателям областных государственных администраций следует проанализировать деятельность райгосадминистраций по защите прав детей и принять исчерпывающие меры для улучшения ситуации в этой сфере.
В отношении руководителей, которые недостаточно внимания уделяют этому вопросу, ожидаю кадровых предложений.
Уважаемые участники совещания!
Отдельно хочу остановиться на особенностях реформирования интернатной системы для детей.
Ведь международные организации не первый год высказывают в адрес Украины замечания по поводу слишком распространенной в стране именно этой формы воспитания детей.
В отличие от развитых стран, где интернаты работают с одаренными детьми, в Украине они, как правило, содержат нуждающихся детей: детей-инвалидов, детей с особыми образовательными потребностями, детей без родителей.
Нами были приняты решения о реформировании интернатной системы, однако их реализация пока еще тормозится.
Невыполненными остаются задачи по нормированию деятельности учреждений нового типа, по разработке и внедрению механизма «деньги ходят за ребенком».
Вследствие этого, например, учреждение нового типа, созданное для детей в Киевской области, финансируется не государством, а международными организациями.
Требую от Министерства образования и науки, молодежи и спорта, Минсоцполитики, Минфина срочно разработать и утвердить положение об учреждении нового типа, предусмотрев финансирование потребностей детей.
Уважаемые коллеги!
Ежегодно около 13 тысяч детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, достигают совершеннолетия, и большинство из них нуждаются в жилье.
Год назад я дал поручение руководителям областных государственных администраций разработать и утвердить региональные программы обеспечения жильем этой категории детей.
Однако соответствующие программы утверждены лишь в половине регионов. Мы будем на эту тему, уважаемые коллеги, иметь отдельный неприятный разговор, к сожалению.
В большинстве регионов формально подошли к вопросу строительства новых социальных общежитий.
Мне часто пишут дети-сироты о том, что им негде жить. Мощностей социальных общежитий не хватает, чтобы каждому ребенку выделить комнату.
В то же время средства из бюджета на решение этой проблемы в нынешнем году запросили лишь восемь областей. А что же остальные? Как вы планируете помогать детям?
Я понимаю, что комплексно решить жилищный вопрос детей-сирот можно лишь с участием государства. То есть мы должны с вами этот вопрос снять с повестки дня.
Поэтому Правительству необходимо срочно завершать работу по разработке Национальной программы обеспечения жильем детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, и начинать ее воплощение.
Уважаемые участники совещания!
Сегодня каждое 15-е преступление в государстве совершенно лицом, не достигшим 18 лет.
Как следствие, имеем большое количество детей, содержащихся в местах исполнения наказаний.
Убежден, что введение нового Уголовного процессуального кодекса создаст условия для улучшения этой ситуации. Отныне к несовершеннолетним будут применяться специальные процедуры, соответствующие их возрасту, социальному и общему развитию.
Введены специализация следователей и судей для детей, первоочередность рассмотрения их дел, привлечение законных представителей детей на всех стадиях уголовного процесса, ограничение применения к детям содержания под стражей.
Назрела неотложная необходимость изменения основного направления деятельности уголовной милиции по делам детей - с карательного на восстановительный.
Гуманизация Уголовного процессуального кодекса обязывает усовершенствовать работу всех государственных структур, причастных к воспитанию детей, в том числе и тех, у которых имеются проблемы с законом.
Результатом работы правоохранителей должно быть не только улучшение статистических показателей, но и рост доверия к «людям в погонах» со стороны детей и их родителей.
Особое внимание хочу обратить на вопрос улучшения медицинской помощи детям.
Министерству здравоохранения следует тщательно поработать в этом направлении.
Правительство и руководители регионов должны в полном объеме обеспечить финансирование расходов на жизненно важные потребности детей, больных онкологическими, а также другими сложными формами заболеваний.
Эти финансовые программы должны финансироваться на 100% от потребностей детей, а не от возможностей бюджета.
У нас имеются определенные достижения в направлении создания и деятельности новых детских лечебных учреждений и перинатальных центров.
В то же время сохраняются проблемы на уровне районных больниц, прежде всего из-за низкого уровня их материально-технического обеспечения.
Необходимо завершить формирование оптимальной структуры и численности работников местных органов исполнительной власти, к компетенции которых принадлежат вопросы защиты прав ребенка.
Незавершенность второго этапа административной реформы привела к недостаточной координации в работе органов, занимающихся вопросами семьи и детей на местах.
Обращения детей и их родителей к Президенту свидетельствуют об отсутствии на местном уровне межведомственного сотрудничества в интересах детей.
Поэтому поручаю Правительству вместе с Министерством социальной политики, не дожидаясь завершения админреформы, разработать предложения по построениию четкой вертикали государственных органов по вопросам защиты детей и семьи.
Благодарю за внимание.