Случайная жизнь

 

 

24 мая 2004 | 22:50

Константин Стогний  http://www.podrobnosti.com.ua/projects/azhur/2004/05/24/123286.html

 

 

Для каждого человека важно знать, что он кому-нибудь нужен. Причем совсем не имеет значения взрослый это или ребенок, который только-только начинает жить. Миша и Вадим слишком рано поняли, что никому не нужны. Дети потеряли мать, а она вовсе не торопилась их искать. И не случись в их жизни ряда совпадений, финал истории мог бы оказаться намного трагичнее.

 

С такими словами маленький Миша обратился к посторонней женщине, которая ехала в электричке. К просьбам подать хлеба или копеечку - многие давно уже привыкли. Но вот, чтобы требовали маму, женщина слышала впервые! Раиса Ивановна была тронута.

 

От местных продавцов она узнала, что мальчик и его старший брат потерялись. Раньше их часто видели в этой электричке вместе с матерью, но вот уже несколько дней ходят по вагонам сами. Сердобольная женщина долго не раздумывала. В тот вечер Раиса Ивановна вернулась домой не одна, за руки она держала Мишутку и Вадима.

 

Раиса Ивановна, пенсионерка: "Привела їх додому, їх розпитую все - де вашi батьки. Хто у вас єсть? Каже - мама єсть. Де мама? На роботу поїхала. А батько де? Батько, каже, не знаю, де".

 

На следующее утро Раиса Ивановна пришла на телеканал "Интер". Она была уверена - если мальчиков покажут по телевидению, пропавшие родители найдутся скорее.

 

Судьбой детей заинтересовались в редакции программы "Криминал". Журналисты внимательно выслушали трогательную историю и пообещали помочь. А пока нужно было устроить ребят. Для этого вызвали наряд милиции.

 

Дмитрий Корягин, оперуполномоченный криминального отдела Шевченковского РОВД: "Ну, наши дальнейшие действия - определят их в приют а там уже приют будет совместно с нами вести работу по розыску родителей этих детей".

 

Программа еще не закончилась, а в редакции "Криминала" уже звонил телефон. На проводе была жительница Богуслава - небольшого городка в Киевской области. Она узнала детей и утверждала, что мать - ее землячка.

 

Телефонный разговор:

- Я их несколько раз бачила в электричке у нас в городе и на базаре в нас і іменно з цією мамочкою. Так вони на неї навіть похожі. Вы понимаете, я ехала в электричке - вони сидели напротив мене".

 

Что же случилось с матерью? Оказалась в больнице? Бросила детей или они просто потерялись? А может, ее вообще нет в живых? Много вопросов и ни одного ответа. Журналисты студии документальных фильмов решили стать участниками расследования. Вместе с сотрудниками Шевченковского райотдела милиции Киева мы отправились в Богуслав, чтобы на месте выяснить все обстоятельства этого дела.

 

Александр Скульский, начальник Богуславского РВГУ: "Тут надо дивитися поглибше - мотивы, чи це дійсно так. Чи вона їх залишила, чи, може, вони самі десь загубилися. Якщо вона не зверталася в даному випадку, якщо вона покинула - то да, вона ухиляється від виховання своїх дітей або вона выкористовує своїх дітей в тому плані, щоб заробити якісь кошти для існування".

 

Найти мать или других родственников мальчиков было поручено Екатерине Чумак - оперуполномоченной криминального отдела Шевченковского райуправления милиции. Но прежде нужно было устроить малышей в приют. К сожалению, все подобные учреждения столицы оказались переполнены, и детей пришлось отправить в больницу. Как долго они там пробудут, сказать не мог никто.

 

Елена Санжак, лечащий врач: "Во-первых, это же не место чтобы год-два находиться ребенку, то есть он все таки контактирует с больными детьми и на здоровье это не особо хорошо отразится. Ну да, куда-то определят".

 

В Богуславе Екатерину встретил Виталий - сотрудник местной милиции. Мать мальчиков, предположил он, Надежда Братенко, правда, в городе ее сейчас нет. Скорее всего, уехала в столицу вместе с мужем. Они часто там бывают - просят милостыню, чтобы прокормить детей. Все, с кем беседовала Екатерина, говорили, что у этой женщины то ли 8, то ли 9 отпрысков. Однако точного числа никто не знал. Тогда решили поговорить с матерью Надежды. Кто как не бабушка может помочь в этом деле. Ведь говорят - внуков, любят больше чем детей.

 

Местные жительницы: "Коля, Артем, Синди... (пересчитывает по пальцам). Я знаю, що тільки Коля, Артем, Сінді. Оце я только знаю моїх онуків. (Замахивается на камеру) Тікайте, зараза такая!"

 

Семью Братенко в Богуславе считали странной. Мать Надежды - воспитанница детдома - поздно родила дочь и всю жизнь прожила в нищете. Работала на фабрике швеей. Но заработанных денег едва хватало свести концы с концами. Дочь воспитывала одна. Почти точно также сложилась и судьба Надежды. Она нигде не работала.

 

Жила за счет подаяний и рожала одного малыша за другим. Нескольких работники социальной службы отдали в приюты. С остальными женщина просила милостыню в Киеве.

 

Дмитрий Харабара, начальник транспортной милиции города Киева: "В такій сільскій місцевості найти роботу ж собі неможливо. Як правило, да, дійсно, виїжджають до столиці, там працюють або якось там находять собі пристанище а потім повертаються сюди. Шляхи відслідковуються і дійсно - до Києва ідуть шляхи".

 

То, что пути многодетных матерей из сельской местности ведут в столицу - сомневаться не приходится. Детей, которые ночуют на вокзалах и побираются в электричках - с каждым годом становится все больше. К тому же, маленькие бродяжки, покинувшие родной дом, сбиваются в группы и живут за счет того, что грабят прохожих или квартиры. Именно из-за них, уверены сотрудники милиции, в городах растет уровень преступности среди несовершеннолетних.

 

Дмитрий, сотрудник Шевченковского райотдела: "Далеко не каждый, увидев в электричке попрошайку, возьмет его за руку и отведет к себе домой. Чаще всего их прогоняют. Или отодвигаются подальше, чтобы не принести с собой запах подворотни. Вадику и Мише повезло. От них не отвернулись, не бросили на произвол судьбы. Им постарались помочь. Однако ни одна женщина, пусть даже самая добрая и заботливая, не могла заменить мальчикам маму. Дети грустили. Они отказывались кушать и разговаривать. Но ни одной слезинки не было на глазах. Мальчики тосковали молча и как-то слишком уж по-взрослому".

 

Владимир Дембицкий, главный врач Киевской клинической больницы номер 8: "В майбутньому житті це не виключені різні психічні розлади в таких дітей".

 

Мише едва исполнилось 3 года. Вадик был чуть постарше - ему было не больше 5. Примерно такого же возраста были младшие дети Надежды. Женщина редко появлялась с ними в Богуславе, поэтому мальчики это или девочки, и сколько им лет соседи сказать не могли. Чтобы выяснить это, Екатерина отправилась в местный роддом. Надежда появлялась здесь довольно часто, так что знал ее почти весь персонал больницы.

 

Разговор медсестер: "- А дивився хтось 93 рік?

- Подожди, она в 1996 родила в последний раз".

- Нет. Еще рожала. Десь тут 99-ий, двухтысячный".

- Ты шо?"

- Алена, Зоряна, Коля, Гриша, Ренат".

 

Шестеро детей Надежды родились в Богуславе. Еще двое появились на свет в каком-то другом городе.

 

Чем больше сотрудники милиции узнавали об этой женщине, тем сильнее хотелось познакомиться с ней лично. Екатерина уже даже составила для себя её портрет.

 

Медсестра: "Она поступала к нам всегда такая грязная, несчастная. Здесь мы ее отмывали, она такая была заботливая мама. Ну а потом - когда она выходила домой - срабатывал инстинкт. Шо надо опять".

 

Медсестра тянет лестницу: "Она, значит, всех артистов знала. Она такая. И тут как лежала она читала. Читала запоями! Всё, шо попадется под руки!"

 

В целом же, почти все, кто знал Надежду, осуждал ее. И то, что дети могли потеряться, ни кого не удивляло, наоборот, казалось вполне закономерным. Екатерина же испытывала двойственное чувство. С одной стороны, она хотела вернуть детям мать. С другой - понимала, что ничего хорошего рядом с ней мальчики не увидят. Жизнь в нищете и грязи - вот, на что они обречены.

 

Марина Пустовойт, заместитель главврача по обслуживанию населения Богуславской городской больницы: "Мама веде аморальный образ жизни. Ну, вона чи офіційні там стосунки - ні, но діти ці від різних чоловіків".

 

Лариса Рассуха, заведующая районным отделением районной гинекологии: "Мы ей предлагали поставить внутриматочную спираль, она категорически отказалась, предлагали ей другие методы контрацепции. она тоже отказывалась".

 

Дмитрий Харабара, начальник транспортной милиции города Киева: "Тому я говорю, шо вона не сповна розуму. Вона не може контролювати свої дії, це дійсно така людина".

 

От разговорчивых торговцев фруктами Екатерина узнала, что в соседнем селе живет свекровь Надежды. В тот же день она отправилась в Карапыши. Выяснить адрес оказалось несложно.

 

Надежда и здесь была личностью довольно известной. Одного из сыновей - Гришу - она попросила свекровь взять к себе на воспитание. Та, конечно, пожалела внука и согласилась.

 

Свекровь Надежды Братенко: "Я вам знаєте як і що. Так, наче думаю, що вони поганого нічого не роблять, а втім я ж ручатися не буду, бо я не коло них".

 

О Мише и Вадиме женщина слышала впервые. Хотя предложила, что Надежда могла просто не приезжать с ними в гости.

 

Виталий и Екатерина были озадачены. Неужели они ошиблись? И потерявшиеся братья - вовсе не дети этой странной Надежды?

 

Свекровь Надежды Братенко: "Люди добрі, я вам кажу. Це тільки якась ошибка, а може потерялись они, но покинуть воны ніколи не покинуть. Хай їм як там живеться, но вони ніколи не покинуть".

 

Миша и Вадим по-прежнему тосковали. А взрослые пытались понять - если мать решила отказаться от них, то почему не отдала в приют? Если же они просто потерялись, то почему никто из родных не бьет тревогу?

 

Правда, была еще одна ниточка, которая могла бы вывести сотрудников милиции на след горе-матери. У обоих братьев на шнурочке с нательным крестиком были завязаны необычные узелки. Такие раньше вязали своим малышам цыгане, чтобы защитить их от сглаза.

 

А пока продолжались поиски, мальчикам дали новую фамилию - Николаенко

 

Владимир Дембицкий, главный врач Киевской клинической больницы номер 8: "Дійсно, таким дітям, коли повністю відсутня інформация про їх батьків, повністю відсутня документація - це свідоцтво про народження, органи юридичні - це ЗАГС коротко після отримання документів з нашого закладу, акт правоохоронних органів, відповідно, они выбирают прізвище таким дітям".

 

Богуславская милиция не опускала рук. Слишком многие факты указывали, что именно Надежда - мать Миши и Вадима. Во-первых, совпадал возраст младших ее детей и потерявшихся мальчиков. Во-вторых, при том образе жизни, который вела Надежда, она вполне могла не досмотреть за шустрыми ребятами или просто о них забыть. Ну, и наконец, настораживало длительное отсутствие женщины. В Богуславе она не появлялась вот уже несколько месяцев.

 

Александр Скульский, начальник Богуславского РВГУ: "Буде заведена справа, будемо розшукувати її, де вона знаходиться і потім выясним ситуацію".

 

Теперь нужно было ехать в столицу. Искать человека в многомиллионном городе, все равно, что иголку в стоге сена. Но Екатерина не отчаивалась. Она не могла забыть печальные глаза малышей и решила сделать все, чтобы разыскать их мать.

 

Звонок Виталия застал Екатерину в дороге. "Мы с Надей выезжаем к детям. Она не знает, куда, я ее везу. Пусть это будет сюрприз. Посмотрим, как она отреагирует".

 

Надежда и ее муж появились в Богуславе так же неожиданно, как и исчезли. Вместе с ними были пятеро из девяти детей. Как и предполагали сотрудники милиции, женщина ездила в столицу просить милостыню. Это лучше, чем воровать считает Надежда. Что же касается детей, то их количество ее вовсе не пугает.

 

Надежда Братенко: "Це сама меншенька, це Сінді, це Артемчик. Я не боюся дітей. Скільки мне Бог дал - стільки спасибі ему. Оцьому миску б дала, оцьому б дала, і всем понаставляла б каждому".

 

Надежда Братенко: "Если не родная мать появится, значит, какая-то, чи мачеха какая-то. Другой человек родной появится в семье, в ихней душе, в ихнем том маленьком сердечке в котором оно должно быть. Частичка мамы папы, бабушки, дедушки, кому они нужны".

 

Пока Миша и Вадим больше всего нужны друг другу. Они - семья. И пусть судьба нанесла очередной удар, они верят, что дождутся маму. А сотрудники милиции, для которых найти ее стало делом чести, постараются сделать для этого все возможное. Наверное, тогда найдется объяснение и еще одному загадочному обстоятельству - тому, что на груди дочери Надежды - веревочка с такими же странными узелками, как и у братьев.