Одиночество среди людей

 

http://www.severinform.ru/index.php?page=article&artid=66

 

Эти люди всегда одни в окружении людей. Не за решеткой, но в замкнутом пространстве, всегда за стеной. Их жалеют, любят, но не как своих, а как чужих. Они - болезнь общества, социальная беда, общественная боль. Это дети-сироты. По официальной информации, на территории Вологодской области 40 детских домов и школ интернатов, около 7 тысяч сирот, число которых с каждым годом растет. Как живут эти дети? Что происходит с сиротами в течение жизни? Стадия первая - роддом. Несовершеннолетняя мамаша рожает ненужного не ей, ни ее родителям ребенка - случай частый. Из родильного дома новоиспеченная мать уходит без своего не в чем неповинного малыша. Здесь не помогают ни уговоры врачей, ни милое личико родного ребенка. Мытарства детки начинаются отсюда. Из роддома отказной малыш через несколько дней поступает в дом ребенка. Стоит учесть, что его судьба все же лучше, чем судьба взятого домой, но постоянного некормленого, немытого малютки, о существовании которого пьяницы-родители могут забыть уже через месяц. Он плачет, его бьют. Всем известны и совсем нередки случаи попадания в социальные учреждения здравоохранения и образования детей на грани смерти - исхудавших, дистрофичных, истерзанных. А моральная травма? Забудет ли об этом ребенок? Вернемся к нашему случаю. Ребенок попадает в Дом ребенка. На территории г. Вологды он один. Здесь находятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Основной контингент - дети матерей, лишенных родительских прав, или отбывающих срок наказания в местах не столь отдаленных. В последнее время увеличивается процент детей от матерей-малолеток. Полных сирот здесь всего 5-10 процентов от более 100, находящихся в учреждение детей. Дети живут в приближенных к домашним условиях, они хорошо одеты, вкусно и правильно накормлены, обучаются лучшими педагогами, находятся под присмотром врачей-профессионалов, но они по-прежнему сироты. Как бы правильно и профессионально не осуществлялось их воспитание, детдом накладывает свой отпечаток. Дети скованы, недостаточно общительны, с замкнутым кругозором, не имеющие практических навыков. К тому же в силу ген пьяных родителей, здесь мало здоровых детей. В Доме ребенка хорошо выполняются нормы питания по мясу, рыбе, фруктам, творогу. Здесь малыши от рождения до трех лет, поэтому внимание их питанию уделяется особо, здесь же дети получают более высокий уровень знаний, медицинской помощи, постоянного присутствия взрослых, чем домашние, но в силу ряда причин, они никогда не будут счастливы. Рассмотрим режим дня старших групп дома ребенка. Первая графа распорядка убивает сразу: подъем - 6.30 утра. "Чтобы все успеть", - объясняют воспитатели Дома ребенка. А успеть правда надо много: 7.30 - завтрак, до 9 утра занятия по музыке, физкультуре, развитию речи, сенсорике, изодеятельности. Здесь учат детей рисовать с одного года! До 11 часов - прогулка, затем обед и дневной сон, в 15.30 полдник и опять занятия до 17 часов. Вечером прогулка, купание и ужин. В 20.30 отбой и завтра снова в "бой". Представьте, ваш двухлетний ребенок живет по такому распорядку? С одной стороны - ужас, вы сами долго не выдержите ритма. Но с другой стороны дети, с которыми специалисты постоянно проводят занятия по сенсорике, должны быть вундеркиндами. Да, если это домашний ребенок, но не детдомовский. Даже учитывая громадные объемы получаемых в таком возрасте знаний, они отстают от развития домашних детей, занимаются с которыми меньше и далеко не профессионалы. Почему? Потому, что живут за стеной. В Доме ребенка экскурсии редки: то карантин, то еще что-нибудь. Раз в год разрешен какой-нибудь поход старших детей, например в кукольный театр. Они знают, что есть речка, лес, поле с пшеницей, сад с яблоками, но они этого не видят! Сироты видят лишь свой "дом", участки с верандами и забор, а сквозь щелочки в нем улицу, на которую иногда их выводят погулять. Так одна моя знакомая воспитательница Дома ребенка, водила свою группу детей в парикмахерскую на экскурсию. Картина: педагог, делающий прическу, в кресле парикмахера - для детей стала зрелищным шоу. Они лишены пространства, поэтому замкнутость из их детских душонок выйдет намного позже. И никакие знания, полученные в теории, не сравнятся с практикой. Конечно, в Доме ребенка проходит множество утренников, мероприятий, сказочных представлений, игр. Детей приобщают ко всем домашним и народным праздникам - здесь также пекут блины на Масленицу, красят яйца на Пасху, наряжают елку на Новый год, но здесь не рисуют открытки мамам на 8 Марта. После Дома ребенка, дети попадают в детские дома, дома для инвалидов и детей с недостаточным умственным развитием, школы-интернаты. Конечно, некоторых усыновляют - в Доме ребенка таких счастливчиков около 30 человек в год. Берут не только русские. Вологодских детей увозят и в США, Германию, Италию, Испанию, Финляндию, Швецию. За границу едут больные - там есть возможность вылечить, русские берут более или менее здоровых. Контингент детей разнообразен: среди них часто можно встретить и цыган, украинцев, грузин, вьетнамцев. Но с каждым годом в это учреждение пребывает около 40 новеньких.

Второй этап детский дом и школа-интернат. Эти учреждения, как правило, беднее чем дома ребенка. Дети взрослеют, проявляется агрессия, усиливается замкнутость, сильнее сказываются гены. Опять режим: подъем, завтрак, уроки, обед, домашнее задние, полдник, уборка помещений, свободное время, ужин, отбой - все на территории "батера", за забором. А летом сирот отправляют в лагеря на все три смены. К счастью, современное финансирование позволяет отправлять детей летом и на море. Кругозор расширяется, но вместе с ним, растет понимание ребенка - мы не такие, у нас нет родителей, мы многого лишены, нам не на кого опереться в этой жизни. У многих остались родственники, с которыми поддерживается связь, но помощи в будущем не видно. А самое страшное страх - что будет дальше? Школа-интернат, училище, предоставляющее общежитие, а дальше куда? На улицу. У этих подростков подчас нет жилья, зато есть проблемы с трудоустройством, ведь они, как правило, обучаются в ПТУ и профучилищах. Как таким создать семью? Да и будет ли это дальше. За годы пребывания в социальных учреждениях дети забывают о самообслуживании, они привыкают к тому, что их оденут, обуют, накормят. Они не умеют жить самостоятельно. Это как зверек, попавший из зоопарка на волю. К тому же половина воспитанников государства спивается и становится наркоманами уже в социальных учреждениях. Девушки идут по накатанной легкой дорожке и в детских домах возникают свои династии. Все повторяется вновь. Очень невысокий процент детдомовцев "выходит в люди", они на всю жизнь заклеймены печатью детства.