Дети Запорожья лого

Выступление Президента Украины Виктора Ющенко на заседании круглого стола «С любовью и заботой к детям»

15 марта 2006, 0:00 5246 Пресс-служба Президента Украины Виктора Ющенко

Спасибо, уважаемые Святые отцы, дорогие украинцы.

Прежде всего, хотелось бы поздравить с Вознесением Христовым. Чрезвычайно удачный день. Вознесение – это чудо, утверждающее победу жизни над смертью.

Я думаю, вопрос, который мы сегодня рассматриваем, в какой-то мере также напоминает борьбу. Иногда, очень часто, тяжелую, на острие которой находится судьба, причем не одного ребенка, а десятки тысяч детей.

Я придерживаюсь того мнения, что в зависимости от того, как нация, общественность относятся к своему самому молодому гражданину и как они относятся к своему самому старому гражданину, это мерка, которой измеряется социальность нации, гуманизм, духовность.

Поэтому сегодня предлагается – я сразу же говорю – нелегкая тема. Нелегкая...

Я думаю, что у многих из тех, кто будет слушать нас сегодня, или видеть, эта тема отнимет, возможно, частичку хорошего настроения, но я убежден, что рано или поздно украинское общество, нация должны серьезно подойти к этой проблеме.

Нет ничего непреодолимого в этом. Я убежден: если мы сегодня друг друга услышим, мы много дел сделаем в этом направлении. И потому я хотел бы аплодировать сегодня тем людям, которые, несмотря на позицию власти, государства, уже в этом вопросе совершили подвиг.

Это руководители семейных детских домов, которые сюда приглашены, они находятся среди нас, и их, кажется, 130 человек.

Это люди, которые взяли на усыновление из детских домов, школ-интернатов детей и воспитывают в своей семье.

Я хотел бы, чтобы мы подарили этим людям аплодисменты, ибо они этого абсолютно заслуживают.

(Аплодисменты....)

Теперь позвольте мне поделиться не столько статистикой, сколько размышлениями по этому вопросу, чтобы мы потом уже посмотрели на слайде, посмотрели на статистическую оценку тех или иных процессов.

Иначе говоря, чтобы мы потом уже вошли в тему и дискуссию. Я только в этом вижу цель своего слова, подвести вас к тому пониманию сложности тех процессов, которые существуют в нашем обществе.

Василий Сухомлинский сказал: «Семья – это источник, в доме которого питается река нашего государства». Сейчас многие эти источники заилены.

За 10 последних лет количество детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, возросло на 60 процентов, достигнув 100 тысяч. По мнению экспертов, таких детей 150 тысяч, около 100 из этих детей проходит через беспризорность. Ежедневно, ежечасно в Украине происходят сотни тысяч детских трагедий, угрожающих будущему целой нации.

К безпризорности детей приводят тяжелые общественные недуги: бедность, безработица, выезд некоторых родителей на заработки.

В прошлом году среди семей с двумя детьми 40 процентов жили за чертой бедности, с тремя детьми и больше – 64 процента.

Социальное унижение взрослых часто приводит к разводам, насилию в семьях, алкоголизму, лишению родительских прав.

Каждый год таких решений бывает от 6 до 7 тысяч. 10-12 тысяч детей таким образом становятся сиротами при живых родителях, теряют отцовскую и материнскую заботу. Каждый год около двух тысяч детей становятся сиротами в роддомах, от них отказываются матери. 100 тысяч беспризорных детей – это не только моральная проблема для общества, которое хочет исповедовать человеческое достоинство и справедливость. Это проблема нарушения прав ребенка, записанных в Конституции и в Международных договорах, ратифицированных Украиной.

В 1991 году наше государство ратифицировало Конвенцию Организации Объединенных Наций по вопросам защиты прав ребенка. А в 2002 году Комитет Организаций Объединенных Наций по правам ребенка дал неудовлетворительную оценку докладу Украины. Международное сообщество не увидело государственного стремления к ее выполнению и положительным изменениям.

Тысячи и тысячи детей, оказавшихся вне общества – это огромная социальная проблема. Она отрицательно влияет и углубляет многие другие: от преступности до заболеваний туберкулезом и СПИД, до торговли людьми и сексуальной эксплуатации.

Государственный механизм защиты прав детей, система опеки, заботы не срабатывает.

Беспризорных становится все больше и больше. В среднем в каждом районе на улице находится от 30 до 40 детей. В селе – от одного до двух. Этих детей, убежден, знают поименно учителя, директора учебных заведений, знает участковый педиатр. Они могут проинформировать органы власти, но там их информацию встречают практически с равнодушием.

Бездеятельность местных органов исполнительной власти в этом вопросе способствует распространению беспризорности. Должностные лица не выполняют нормы Закона Украины «Об обеспечении организационно-правовых условий социальной защиты детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки». Этим Законом районные государственные администрации, горисполкомы, сельский и поселковый советы определены как органы опеки. Решение всех вопросов защиты детей, потерявших семью, обязанность не только одного инспектора по вопросам охраны детства, а всего этого органа, всех его подразделений.

В нашем заседании принимают участие руководители ряда областных и районных администраций. Я, уважаемые друзья, хотел, чтобы все слова, которые будут адресованы к работе органов исполнительной власти, выписали отдельным курсивом.

Цель нашего сегодняшнего собрания – подойти к одному фундаментальному решению, которое подтолкнуло бы к соответствующим действиям и решениям на всех уровнях органов местной власти, парламента, общественных инициатив. Обратить внимание и заручиться поддержкой представителей СМИ Украины. Одним словом, наша цель сегодня – сформировать тот первый кристалл, который обеспечил бы кристаллизацию этого процесса, и мы дошли как можно скорее до тех тысяч детей, которые сегодня могут надеяться только на одно – власть Украины, что она их не забыла, что она подаст руку, позаботится как ребенка одеть, как его накормить, как дать образование, как дать специальность, одним словом, как из него воспитать гражданина Украины. Первый толчок в этом, я убежден, должны давать органы государственной власти. В конце концов, это закон, это Кодекс о семье, это обязанность каждого государственного служащего.

Работу государственных органов опеки переложили на общественные, опекунские советы. Непосредственное ведение дел по опеке возложено Законом на службы по делам несовершеннолетних. Но на сегодня эти службы укомплектованы на 59 процентов. Друзья, я обращаюсь к руководителям областных и районных администраций по поводу таких вопиющих проблем, мы фактически 40 процентов имеем недоукомплектования государственных служащих, которые должны выполнять эту функцию. Я не буду сейчас зачитывать данные, к которым мы с вами придем, но я убежден, что через несколько недель этот вопрос должен быть решен. Через несколько недель. Здесь, друзья, не проблема денег, здесь проблема элементарной человечности, профессиональности, элементарной специальности, во что мы оцениваем значение этой проблемы. При этом во многих районах и городах не выполняются нормы Закона, которые определяют их численность: один работник на две тысячи несовершеннолетних в городах и на четыре тысячи – в селах. Я просил бы руководителей районных и областных администраций еще раз на этот вопрос обратить внимание.

Напоминаю главам районных государственных администраций, горисполкомов, сельских и поселковых советов об обязанности выполнять нормы законодательства по защите прав ребенка. Поручаю в ближайшие 4 недели решить все организационные вопросы по созданию и доукомплектованию соответствующих служб.

К сожалению, мы не имеем центрального органа исполнительной власти, который координировал бы систему опеки о детях. Из-за этого нет системы, а есть разрозненные вопросы в ведении Министерства образования и науки, Министерства здравоохранения, Министерства молодежи и спорта, Министерства труда и социальной политики, Министерства внутренних дел, Управления исполнения наказаний. Вот посмотрите, я назвал уже семь структур, которые занимаются ребенком. Абсолютно можно давать гарантию – у этих семи нянек дитя будет без глаза.

Цена равнодушия и нескоординированности – это поломанные судьбы детей, которым можно было бы помочь. Ведь после нескольких месяцев пребывания на улице в психике ребенка наступают изменения, после которых его можно вернуть к общественной жизни только после продолжительного лечения. После года изменения скорее всего становятся уже необратимыми. Нам нужна, уважаемые друзья, новая философия преодоления беспризорности, главными должны стать права и интересы ребенка, а не комфорт государственного чиновника.

Первое, что надо сделать, – не допустить, чтобы ребенок попал на улицу. Мы будем вести борьбу с бедностью, мы уже об этом много говорили. Бюджет 2005 года практически на 80 процентов является социальным. Увеличена помощь детям, находящимся под опекой, с 90 грн. до 360-480 грн. в зависимости от возраста ребенка. Повышена помощь по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства с 75 грн. до 543 грн. в зависимости от группы инвалидности. Ради государства и общества пробудить в каждой молодой матери материнские чувства. Часто матери отказываются от детей из-за социальных обстоятельств, им некуда с ними деваться. Тем не менее, о том, что их можно поддержать, свидетельствует опыт Центра матери и ребенка в Херсоне. Благодаря усилиям благородных людей 120 грудных детей не стали сиротами в этом городе. Увеличена до 8,5 тыс. грн. помощь при рождении ребенка – это первый вклад государства в решение проблемы поддержки матерей и новорожденных. Надо изменить подходы к вопросу лишения родительских прав. Сегодня процедура лишения родительских прав – это гильотина. Родители, какие бы они ни были, всегда будут существовать для ребенка. Неужели нельзя дать родителям возможность опомниться и вернуть себе родного ребенка. Во всем мире есть такая практика, кроме Украины.

По этому поводу хотел дать сегодня поручение Кабинету Министров на протяжении 14 дней подготовить соответствующие изменения и внести законопроект в парламент.

Государство должно свести ребенка, который оказался без родителей, с семьей, которая хочет усыновить ребенка. Это наша задача номер два. За десять лет количество усыновленных детей уменьшилось на 40 процентов. Сейчас все должно быть наоборот. Поднимаются пенсии, зарплаты, наводится определенный порядок в управлении страной, территориями, а количество усыновленных детей уменьшается на 40 процентов.

Я попросил министра, чтобы он подготовил маленькую дорожную карту, что надо пройти человеку, тому человеку, который хочет усыновить ребенка, какие адовы муки надо пройти. Сколько надо взяток дядям и тетям бездушным, которые сидят при власти, чтобы решить вопрос усыновления ребенка. Слова министра, которые хочу вам передать, почти полностью, если по-хорошему, то не меньше года. Давайте, друзья, подумайте о тех переживаниях этого маленького гражданина, который каждый день один на один сталкивается с теми проблемами, которые иногда даже взрослый человек не может решить. Каждый день в проблемах такой безвыходности – это колоссальная травма. И мы, взрослые, должны спешить выиграть каждый день, чтобы как можно скорее прийти к этому ребенку. При сегодняшних процедурах этот вопрос решается не меньше года.

Я знаю случаи, когда определенные руководители, занимавшиеся центрами усыновления, предлагали взятки моим коллегам для того, чтобы их оставить на работе. На чем заработали, друзья? Откуда доходы такие? Некоторые просили, чтобы их мужей оставили начальниками Службы безопасности определенной области и давали суммы с двенадцатью нулями. Не за этими ли процентами кроются те проблемы, которые возникают в этой сфере, кроме всех прочих?

Государство будет делать все возможное для восстановления семейных ценностей, мы открыты для сотрудничества с общественными организациями. Я еще раз хотел бы поблагодарить за то, что они сегодня с нами в этом зале. Государство будет искать пути привлечения к этой работе средств массовой информации. Я просил бы присутствующих сегодня журналистов просить своих редакторов по возможности полнее осветить ход сегодняшнего нашего заседания. Особенно подать выступления тех людей, которые будут выступать после меня, руководителей детских приютов, интернатов, родителей, усыновивших детей и т.д.

Мы будем поддерживать все усилия, направленные на спасение детей из неблагополучных семей. На профилактическом учете службы по делам несовершеннолетних находится 145 тысяч детей, которые бродяжничают, попрошайничают, склонны к правонарушениям, употребляют наркотические вещества и алкогольные напитки.

На учете в органах внутренних дел по состоянию на 1.05.2005 года находится еще 43 тысячи детей, совершивших правонарушения. Государство и общество должны найти способ сохранить этих детей в обществе, адаптировать к нормальной жизни. Прошу Правительство подготовить соответствующие программы.

Второе. Мы должны забрать с улицы ребенка, который там оказался, если уже мы допустили, что он вышел на улицу. Для этого есть практически один путь – дать ребенку не спецучреждение, не интернат, а семью. Это первый шаг. В Украине уже сложилась система приютов для беспризорных детей. Но там ребенок может находиться определенный срок, после чего надо ответить на вопрос: что с ним будет дальше? Куда ему дальше идти? Обществу нужно давать ребенку честный ответ, чаще всего ответ вообще не дается. Ребенка возвращают в ту среду, которая выбросила его на улицу. Только 17 процентов детей в 2004 году были устроены, а не возвращены. Результат – 15 процентов беспризорных детей возвращаются в приюты на протяжении года, причем неоднократно.

Есть интересная статистика, друзья. На сегодня в Украине из 490 районных центров детские дома семейного типа созданы только в 90 районах. Вот я хочу спросить каждого председателя районной государственной администрации: если бы этот вопрос был под его опекой, мы имели бы такую статистику? Создать один домик. Разве это не могло быть бы его персональным приоритетом в работе там на несколько месяцев даже? Из 490 районных центров Украины приемные семьи существуют только в 60 районах.

Я очень сожалею, что у меня нет статистики, сколько сегодня заявлений по усыновлению детей рассматривается в 490 районах, сколько месяцев и сколько лет, сколько нужно стоять на паперти перед райгосадминистрацией просить себе права на усыновление ребенка. Казалось бы, власть с готовностью должна идти этой дорогой. У нас практически только в каждом девятом районе есть приемная семья.

А мы говорим о нашей православной вере, о набожности нашей нации, о большом гуманизме нашей власти. Это хороший тест, друзья. Особенно на третью позицию относительно власти. Хотя убежден, пусть меня простят Святые отцы, по моему мнению, это должно приобретать намного большую значимость в социальной политике, чем имеется сегодня. Убежден, что это то место, куда ребенок должен прийти, постучав в дверь, которая всегда откроются, всегда, ибо у нас уникальное отношение к нашей церкви. Убежден – все, что будет просить церковь, мы все сделаем.

Я думаю, что при благословении Святых отцов эта тема могла бы и сегодня быть рассмотрена в нашем собрании.

Хотел бы еще добавить статистику по областным центрам. Из 27 областных центров детские дома семейного типа созданы только в 13. Скажите, пожалуйста, это что – отсутствие проблемы? Я могу зачитать, сколько в областном центре беспризорных детей, детей-сирот, сколько детей находится в интернатах, где по некоторой статистике 250, 300 и больше человек. Все переполнено. Но ни одного детского дома не создано. Из 27 областных центров приемные семьи существуют в 20. Областные центры, друзья, где я убежден, меньше одного миллиона, почти, если не считать двух, трех областных центров, у нас не проживает.

Я сделал для себя такой маленький анализ. Когда готовился к сегодняшнему разговору, я хотел просто предложить вам пройтись по пути этого теста. В Днепропетровской области детей, находящихся в приютах, – 2114. Количество приемных семей – одна. В Запорожской области – 2029 детей, находящихся в приютах, приемных семей – 16. Почему в Одесской области, где детей, находящихся в приютах, 2116, 19 приемных семей, которые имеют 63 деток. То же количество деток, что и в Днепропетровской области. В 19 раз эта практика больше распространена. Очевидно, местные органы с большей охотой идут на это. Но вопрос остается. Почему, например, в Винницкой области, где 7 тысяч 683 ребенка на учете службы по делам несовершеннолетних – 7,7 тысяч деток. Количество приемных семей – 0. И в областном центре нет и в районах – нет. Что это за глухота такая, друзья?

Вопрос, какую же власть представляют государственные служащие, которые ходят на 37 дней в отпуск? Убежден, что у них ни одного дня нет задержки по зарплате, убежден, что когда он домой приходит, видит кусок хлеба к борщу, идет нормально с чувством выполненного долга. Какой это долг, друзья.

Ведь 7,5 тысяч детей на улице, что это за работа? Целого аппарата, целые вертикали семи министерств и ведомств. В Николаевской области – 6 тысяч 59 деток на учете службы. 0 – приемных семей, как в областном центре, так и в районах. Полтава – 7 940 деток, состоящих на учете, приемных семей – 0. Мне неудобно читать, но должен дальше читать. Тернопольская область – 2 673 ребенка. Нет практики усыновления вообще. 365 суток прошло – никакого прогресса.

Черновицкая область – 3612 детей на учете. Неужели бы ребенок не получил папу и маму за один год. Если взять, например, город Киев. Это уже вторая категория – детские дома семейного типа. Это единственная территория в Украине, где нет детского дома семейного типа. Посмотрите на улицы: сколько мы здесь видим дорогих авто. Посмотрите на рекламу. Чем привлекают жить граждан Киева‚ какими ценностями‚ какими средствами. В этом городе нет ни одного детского дома семейного типа. Я уж не буду говорить о том, что в Киевской области их 18, в Закарпатской области их 10, но почему в Тернопольской области 1? Почему?

Мы ведь только что говорили: меньше 3000 у нас нет на учете деток ни в одной области. Почему не можем на 30-40 деток создать с поддержкой местной власти, с поддержкой общественных организаций, бизнеса детский дом семейного типа, если там есть внимание председателя областной администрации и других людей, которые представляют власть в тех или иных министерствах и ведомствах. Ужасные вещи вообще, друзья, ужасные.

Доказано, что для беспризорного ребенка лучшая форма устройства – передача в приемные семьи, детские дома семейного типа. Не интернаты, извините, не интернаты.

Мы можем гордиться только своими интернатами, колониями, но для райгосадминистраций, органа опеки это означает дополнительные затраты для бедного бюджета. Как правило, это 4-5 тыс. грн. в год на ребенка. А пребывание ребенка в интернате района ничего не стоит, все равно финансируется из второстепенного бюджета. Туда можно загонять деток как селедок в бочку. Нет никаких финансовых издержек для местной власти. Результат – интернаты переполнены, содержание ребенка в интернате стоит государству около 10 тыс. грн. в год, а качество воспитания в них снижается на протяжении 5 первых лет. После выпуска из интернатов (послушайте, пожалуйста, статистику), каждый пятый воспитанник становится бомжем, каждый пятый. Каждый второй прибегает к противоправным действиям, становится преступником. Каждый седьмой прибегает к попытке самоубийства, он не находит ответа среди этих взрослых мам, пап, которых миллионы, десятки миллионов ходит мимо них, они не дают им ответа. Ребенок остается один на один с проблемой.

Отсутствие финансирования – это одна из главных причин, из-за которых не создаются детские дома семейного типа. Их у нас до сих пор всего лишь 130, и находятся в них всего лишь 1200 детей. В приемных семьях (обратите внимание) всего 350 детей.

Я знаю, что сейчас в зале сидят люди, которые, несмотря на все трудности, создали такие дома и прекрасно воспитывают в них детей. У нации были проблемы, уважаемые друзья. Я как Глава государства хочу поблагодарить вас за спасение наших детей. Спасибо вам за ту работу, которую вы делаете.

Я хочу поблагодарить также международные организации, которые поддерживают украинские детские дома семейного типа. В частности хочу поблагодарить организацию «Жизнь и жилье для детей»‚ которая опекает 56 домов в 14 регионах Украины.

Я знаю, что вам нелегко. Многие ваши дома не имеют достаточной государственной поддержки. Родители-воспитатели не могут воспользоваться социальной защитой, гарантированной для педагогов. Для них не установлены единые нормативы оплаты труда. Они не имеют возможности воспользоваться отпуском.

По этому поводу даю поручение Кабинету Министров обеспечить необходимые социальные гарантии для родителей-воспитателей в приемных семьях и детских домах семейного типа.

Следующее. Программа борьбы с беспризорностью – приоритет при формировании бюджета 2006 года. Поручаю Правительству предложить схему финансирования детских учреждений по принципу: деньги ходят за ребенком, не за интернатом, за ребенком. Определенная сумма должна выплачиваться на содержание ребенка независимо от того, в интернате ли он, или же в семейном детском доме. В ближайшие 2-3 года, пока не завершится административно-территориальная реформа, эти средства должны выделяться из государственного бюджета Украины централизованно.

Государство должно вывести беспризорного ребенка из замкнутого круга насилия‚ равнодушия‚ несправедливости. Мы не можем больше замалчивать эту проблему. Настало время открыть уста за безмолвного и для защиты всех сирот, как сказано в Святом писании.

Приветствую сегодняшний диалог, предложенный Министерством Украины в делах молодежи и спорта. И готов поддержать все добрые инициативы министра Юрия Павленко и всех участников нашего собрания.

9 июня 2005 г.

Внимание! Русская версия сайта больше не обновляется. Актуальная информация размещена в украинской версии