Дети Запорожья лого

Мнение практиков: Должны ли дети воспитываться в государственных учреждениях?

7 августа 2007, 0:00 5005 Проект "Наши дети", Россия М.Терновская, директор детского дома № 19 (патронатного воспитания) г. Москвы

1) Должны ли дети воспитываться в государственных учреждениях?

2) Что нужно изменить в системе устройства детей-сирот? Какие трудности при этом могут возникнуть?

3) Какая структура должна заниматься решением проблем детей-сирот? Что необходимо для ее эффективной работы?

4) Сколько времени понадобится для реализации реформы?

1) Детский дом надо рассматривать как временное место проживания. Здесь никто не заинтересован в развитии ребенка, важно лишь наличие нужных бумаг в его личном деле. Нет установленных стандартов услуг, нет критериев оценки результатов работы с каждым ребенком…

Наш детский дом - пока единственное учреждение в Москве, которое занимается устройством детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в патронатные семьи. Наши специалисты, изучив международный опыт патроната, создали собственную модель семейного устройства детей и методики. В 1996 году были подготовлены первые патронатные воспитатели, в их семьи устроены дети. Сейчас они растят собственных детей. У нас есть реабилитационный центр, где можно пройти диагностику и первичную реабилитацию. Есть служба юридической и социальной защиты детей, служба помощи кровным родителям, служба по работе с потенциальными патронатными воспитателями. Комплексный подход позволяет гибко решать проблемы воспитанников…

Патронатное воспитание - аналог широко применяемой за рубежом формы устройства детей в фостерные семьи. Она основана на разграничении прав и обязанностей по защите прав ребенка между родителями, если те не лишены родительских прав, уполномоченной службой органа опеки и патронатным воспитателем. В результате получается гибкая форма устройства, позволяющая вне зависимости от юридического статуса ребенка помещать его в семью на любой срок (от нескольких дней до совершеннолетия). Именно поэтому в развитых странах нет детских домов.

Через нас прошло около 250 детей, из них 180 переданы на патронат (каждый четвертый впоследствии был усыновлен патронатными воспитателями), остальные возвращены кровным родителям. Только трое переведены в другие учреждения. Нам удается устроить 95% всех воспитанников. Конечно, есть трудности с устройством подростков и детей с явными физическими недостатками. Но, думается, со временем эта проблема будет преодолена. Центр обучения и исследования проблем детского благосостояния "Наша семья" вместе с сотрудниками детского дома разработал и апробировал основные методики работы как с ребенком на этапе его подготовки к устройству в семью и последующего сопровождения, так и с потенциальными патронатными воспитателями.

Программы тренингов для этих семей были рекомендованы Экспертным советом Министерства образования и науки РФ к широкому использованию, опубликованы и переданы во все субъекты Федерации. В эксперименте участвуют более 29-ти регионов. В 17-ти приняты законы о введении патронатного воспитания. В других эксперимент проводился путем создания площадок на базе перепрофилированных детских домов или непосредственно на базе органов опеки и попечительства. Практически все учреждения в первый год работы устроили в семьи 30 и более детей, а некоторые - около половины.

2) В первую очередь нужно изменить процесс работы с ребенком органов опеки: сделать его непрерывным, дать возможность работать профессионалам, а не администраторам, ввести систему служб по работе с кровными и принимающими семьями. Стремиться перепрофилировать детские дома и приюты в систему служб, которые не калечили бы детей, а помогали им устроиться в семьи.

Начиная с 1992 года, независимо друг от друга, Министерство образования (патронат) и Министерство социальной защиты (семейные воспитательные группы) вели работу по деинституционализации сиротских учреждений и разрабатывали модели работы служб по семейному устройству детей и их воссоединению с биологическими родителями. Эти службы могут быть использованы органами опеки и попечительства для поиска, подготовки и подбора семей всем детям вне зависимости от возраста, здоровья, статуса или юридической формы семейного устройства.

Семейное устройство будет успешным только при соблюдении ряда условий: предварительная реабилитация и подготовка к помещению в семью, работа по отбору и подготовке воспитателей, тщательный подбор семьи для ребенка с учетом психологической совместимости, их последующее комплексное социально-психолого-педагогическое сопровождение.

3) В настоящее время решение о судьбе детей, оставшихся без родительского попечения, принимают органы опеки и попечительства. Ими, согласно ст.34 Гражданского кодекса РФ и ст.121 Семейного кодекса РФ, являются органы местного самоуправления. В первую очередь нужно решать вопрос о реформировании устаревшей и неэффективной системы опеки. В ст.121 СК РФ говорится, что деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей в семьи не допускается. Видимо, когда разрабатывали закон, думали, как предотвратить возможные злоупотребления. Но тем самым исключили возможность создания профессиональных служб по работе с семьями и детьми. Также необходимо создавать уполномоченные службы, контролирующие соблюдение прав приемных детей.

За 12 лет в некоторых регионах создана новая модель работы по опеке и попечительству. В ее основе - единый процесс ведения дела ребенка: от момента выявления кризиса в семье до его снятия с учета как нуждающегося в помощи или усыновления. Орган опеки принимает и пересматривает решения о формах и результатах защиты прав ребенка...

Нужно, наконец-то, принять федеральный закон о патронатном воспитании и реформе органов опеки и попечительства, разграничивающий права служб опеки и семей, права и обязанности воспитателей, формы и способы государственной помощи семьям и т. д. Проект такого закона разработан. Необходимо лишь участие общественных организаций, государственных учреждений и др. для его совместной доработки и законодательная инициатива по его принятию. Но как это сделать, пока непонятно.

Сейчас Госдума РФ инициирует законопроект о реформе органов опеки и попечительства. Его концепция предполагает сохранение и усиление позиции Гражданского и Семейного кодексов РФ, которые сами нуждаются в реформировании. Согласно законопроекту, по сути, остаются только две семейные формы устройства детей: опека и усыновление. Приемная семья и патронат становятся разновидностью опеки, что может привести к повсеместному упразднению патронатного воспитания. Между тем в России на патронате находятся около 3 тыс. человек. Согласно ст.7 законопроекта, могут быть закрыты профессиональные службы по устройству детей на базе детских домов Министерства образования и науки, действующие в 29-ти регионах, и аналогичные службы на базе приютов Министерства здравоохранения и социального развития, работающие в 78-ми регионах. Очевидно, что с принятием этого закона будут ликвидированы все семейные воспитательные группы. Таким образом, весь положительный опыт работы по развитию форм семейного устройства будет сведен на нет, что отбросит нас как минимум лет на 15 назад.

4) Начинать нужно немедленно. На полную перестройку уйдет лет десять, если будут соответствующие законы и политическая воля… Семей, готовых взять ребенка в семью, в том числе на патронатное воспитание, много. Это миф, что их нет. Просто, обращаясь к администраторам банков данных о детях-сиротах и в органы опеки, люди сталкиваются с равнодушием.

* Детский дом № 19 Москвы - первый в России проект по развитию патронатного воспитания.

Интервью опубликовано в информационно-аналитическом бюллетене "Реформа сиротских учреждений. Деинституционализация: за и против" (сентябрь 2005 года).

Внимание! Русская версия сайта больше не обновляется. Актуальная информация размещена в украинской версии