Детские дома и интернаты Запорожья

Газета "Горожанин ИНФОРМ": Семья на выходные

Статья о реалиях гостевого режима для детей-сирот г. Запорожья

Автор: Александра День, Газета "Горожанин", г. Запорожье
Опубликовано: 2008-09-10 10-00-00  Просмотров: 7186


Радость материнского тепла и отеческой заботы тем ценнее, чем очевидней их бесповоротная утрата. Для маленьких воспитанников приютов и интернатов перед словами «мама» и «папа» меркнут любые дорогие и роскошные подарки. Своя семья, своя и ничья другая, – это для них тот самый желанный дар, готовность подарить который они пытаются разглядеть в глазах каждого незнакомца, переступившего порог их интерната.

Увы, таким подарком судьба балует далеко не каждого брошенного ребенка. В большинстве случаев домом для ребенка становятся казенные стены интерната. Причем порой воспитатели интернатов не могут однозначно ответить на вопрос, где же ребенку будет лучше – с родной матерью или в стенах детского дома и интерната. Ведь зачастую сюда попадают малыши родителей, особо не обремененных заботами о собственном чаде, а нередко и ужасающе жестоких со своими детьми.

Большинство этих детей не знают, что это такое, когда мама утром готовит завтрак и собирает в школу, что такое возня с папой на стадионе, что такое семейные дни рождения, когда в кругу гостей на зардевшегося именинника сыпятся слова: «А вырос-то как!», «Глаза прямо, как у папы!», «А в школе, наверное, среди отличников!»… И, обласканный вниманием родственников и родителей, именинник бежит разворачивать и показывать маме новые подарки…

А в интернате своими подарками малыши могут зачастую похвастаться лишь перед сверстниками или воспитателями. Последние хоть и рады подарить часть своей любви несчастному сироте, но вынуждены смотреть не только за одним Витей или Машей, но и следит за парой десятков других пострелят.

Повзрослев и оставив интернат в прошлом, эти дети отправляются во взрослую жизнь по привычному для многих сценарию – учеба, работа, семья. Не имея четкого представления какой должна быть счастливая семья, они пытаются создать по образцу тех редких радостных моментов, которые время от времени озаряли их детские годы. Заявлять о прочности такой ячейки общества никто, увы, не берется.


Шанс увидеть семью

На сегодня государство дает брошенным детям несколько шансов обрести семью – от усыновления, оформления опекунства или обретения приемной семьи до создания детского дома семейного типа.

Вместе с тем, несмотря на такое разнообразие путей, возможность обрести семью дается далеко не каждому малышу. Совсем мизерные шансы у детей более старшего возраста. Согласитесь, взять в семью брошенного 11-летнего ребенка - на такой шаг решится не каждый. Между тем узнать, что такое мама с папой и как выглядит семейный очаг, удается и им.

Наряду с вышеперечисленными формами устройства сирот выделяют еще одну форму общения с брошенными детьми – гостевой режим. Звучит несколько по-казенному тяжело и холодно, тем не менее, как рассказывают очевидцы, если зайти в класс и спросить детей, кто готов отправиться в гости на выходные, большая часть решительно поднимает руки.

Гостевым режимом называют такой механизм общения с детьми, при котором люди, не имеющие возможности взять сироту в семью, приглашают его к себе в гости на выходные, праздничные дни или каникулы. Вы можете пойти с ребенком в кино, показать ему городской ботанический сад или просто поиграть с ним дома.

При этом вся ответственность за ребенка ложится на руководителя интерната, давшего на это разрешение.


Дети в гостях у семьи


Хоть краем глаза

Выйти за стены интерната и побывать в семье, пусть и чужой, – это единственная возможность для воспитанников интернатов увидеть, КАКОЙ должна быть семья, говорят сторонники этой формы общения с детьми. Однако противники гостевого режима не устают твердить о том, каким ударом для ребенка может обернуться возращение в интернат.

На сегодня механизм гостевого режима в законодательстве Украины не прописан. Тем не менее практика его применения существует. Не чужда она и нашему городу.

«В прошлом учебном году из 170 наших воспитанников в гостях у запорожцев побывали около половины. Пять ребят обрели новые семьи», - рассказывает директор общеобразовательной школы-интерната № 3 Екатерина Шарикова.

Так, как вся ответственность за ребенка на время гостин ложится на руководителя учреждения, ребенка в гости отпускают только к тем людям, которые уже завоевали доверие и детей, и взрослых.

«У нашего интерната есть около десяти постоянных посетителей. Эти люди постоянно приходят к нам в гости, участвуют в подготовке праздничных мероприятий или просто играют с малышами, - рассказывает Екатерина Павловна. – Конечно, им мы не боимся доверять наших детей. Если же люди приходят, как говорится, «с улицы» (такие случаи тоже были), мы просим предоставить разрешение со службы по делам детей по месту жительства (сотрудники службы выезжают на дом, смотрят, есть ли жилищные условия для приема детей). И, конечно же, чтобы ребенок вернулся к нам здоровым, мы просим принести заключение от терапевта о состоянии здоровья и справку о прохождении флюорографии».


Директор интерната №3 г. Запорожья Екатерина Шарикова

Между тем гостевой режим предполагает определенные требования не только ко взрослым, но и к детям. Так как поход в гости, равно как и поездка на каникулы, рано или поздно заканчивается, ребенок должен будет вернуться в родной интернат. Об этом условии следует его заранее предупредить, чтобы избежать слез и разочарований. Считается, что наиболее подходящий для гостевого режима возраст - 8-9 лет и выше. Младшие дети просто не поймут, почему два дня спустя их возвращают в интернат, предупреждают психологи.

В гостях у семьи Александра (свое настоящее имя мужчина пожелал не открывать, – прим. авт.) побывало около 25 воспитанников интерната. Говорит, и в походы с ними ходили, и на море ездили. Сейчас над двоими мальчишками уже оформлено опекунство.

«Мы старались не брать ребенка младше девяти лет , - рассказывает Александр. – Тем не менее у нас был один случай, когда наш 11-летний гость очень болезненно перенес возвращение в интернат, несмотря на то, что мы его заранее предупреждали, что у нас он будет гостить лишь на выходные».

Боязнь, что их воспитанники тяжело перенесут возвращение в казенные стены, есть и у сотрудников интерната №3. «Мы с детьми сразу оговариваем, что они едут не к папе с мамой, а просто в гости, - подчеркивает Екатерина Павловна. – У нас есть практика работы с международными фондами, благодаря которым наши детки могут поехать оздоровиться за границу в семью на период летних каникул. Ребята понимают, что едут лишь в гости, тем не менее по возвращению сюда они говорят: «А вот моя мама, мой папа…»




На каком дереве растет хлеб?

Как это ни странно, такой детский вопрос вам может задать даже старшеклассник в интернате. О том, что хлеб не появляется на свет нарезанным и аккуратно упакованным в пакетики, они нередко даже не задумываются. Равно, как и о том, что для того чтобы поужинать, нужно, если не знать азы кулинарного искусства, то хотя бы сходить на базар за необходимыми для приготовления продуктами.

«Наши детки привыкли жить на всем готовом, но в этом ни в коем случае не их вина, - говорит директор интерната №3 Екатерина Шарикова. – Они пришли в столовую и поели все готовое и горячее, надели все постиранное, заштопанное, купленное… А о том, что семья – это еще и определенные правила, и обязанности, они к сожалению, не знают. Многие и не узнали бы, если бы не побывали в гостях в чужих семьях и не увидели это воочию».

Однако на практике существует не только дефицит знаний, позволяющих самостоятельно обслуживать себя, но и спровоцированное родительской безалаберностью отставание в умственном развитии ребенка.

«Его можно десять раз попросить помыть посуду – и он это будет делать с удовольствием, - только бы не садиться за учебу, - делится опытом Александр. – У меня есть знакомая семья, которая берет в гости детей с нескольких интернатов. Одного ребенка долгое время в интернате не могли научить читать, а в гостевой семье научили. И после этого слушать рассуждения чиновников о том, что гостевой режим – это травма для ребенка, я думаю, смешно».


Обретая друга

Еще одним заслуживающим внимания плюсом гостевого режима называют и то, что ребенок обретает если не родителей, то хотя бы друзей и новых «родственников».

«Куда идти ребенку после интерната? Кто сможет посоветовать, как лучше поступить, какой выбор сделать? А, завязав в детстве дружеские отношения с такими гостевыми семьями, они будут держаться этих связей и во взрослой жизни. И я не вижу в этом ничего плохого!» - уверен Александр.

За советом часто выпускники и выпускницы обращаются и к своим бывшим интернатовским воспитателям. «Недавно к нам приехала наша выпускница, - рассказывает Екатерина Павловна. – Спрашивала совета. Девушка сейчас встречается с молодым человеком, уже и замуж собирается. Но мы посоветовали ей пока повременить с замужеством и сначала закончить учебу. Да и приглядеться повнимательней к будущему избраннику лишним не будет».

Несмотря на все заявленные плюсы гостевого режима, он отнюдь не является панацеей для решения проблемы сиротства и интернатов. Тем не менее, благодаря своей упрощенной процедуре он становится единственным шансом для большинства детдомовцев увидеть пусть и чужие, но все-таки полные и счастливые семьи, основы которых они смогут заложить и в свою будущую семью. А для взрослых это прекрасный шанс испытать свою человечность.


Точка зрения



Антонина Заиц, начальник службы по делам детей Запорожской областной государственной администрации:

- Я думаю, гостевой режим можно рассматривать положительно только в том случае, если он будет служить ознакомительным этапом в общении между ребенком и потенциальными родителями, которые намерены взять его в семью.

Цель нашей работы – чтобы брошенные дети обретали полноценные семьи.

Законодательством предусмотрено несколько видов устройства ребенка в семью: усыновление, оформление опекунства, приемная (фостерная) семья, оформление в детский дом семейного типа.

Конечно же, на первом месте для нас стоит усыновление.

Согласитесь, что просто брать ребенка на выходные – это неверно. Он же не игрушка, чтобы с ним поиграться и вернуть обратно в интернат.


Что необходимо, чтобы принять ребенка в гости?

Екатерина Шарикова, директор общеобразовательной школы-интерната №3:

- Заявление на имя руководителя интерната;

- справка о надлежащих условиях для приема ребенка от службы по делам детей по месту жительства;

- заключение терапевта о состоянии здоровья и справка о прохождении флюорографии;

- желание подарить тепло и заботу нуждающимся в этом малышам.


Чем ты можешь помочь?

Екатерина Шарикова, директор общеобразовательной школы-интерната №3:

- По-прежнему актуальной для нас остается материальная помощь – на спонсорские деньги мы закупаем детям одежду, предметы первой необходимости и т.д.

Но не менее ценным и важным остается простое общение с детьми. Особенно если вы можете научить ребят чему-то новому, помочь развить их скрытые таланты. Например, к нам часто приходят учителя музыки, пения, рисования, информатики. Такие встречи дают ничем не заменимое для наших детей эмоциональное общение. Поэтому всем новым друзьям мы очень рады.

Более подробную информацию о том, в чем нуждаются брошенные дети и куда с целью помощи можно обратиться, вы сможете получить на сайте www.deti.zp.ua

Александра День, газета "Горожанин", г. Запорожье



Данная статья принадлежит к категориям:
     Украина    Запорожье и область    Гостевой режим для сирот    Усыновление    Интернат №3 г. Запорожья    



  Контактная информация