Детские дома и интернаты Запорожья

Европейские стандарты в запорожских степях

Впервые для персонала детдома для особых детей с. Калиновка был организован семинар с участием опытных львовских реабилитологов

Автор: Аня Геращенко, Харьков, www.deti.zp.ua
Опубликовано: 2009-07-27 10-00-00  Просмотров: 7357




«Улучшение качества жизни и стандартизация услуг для особенных детей путем построения и развития гражданского общества в Украине» - таким малопонятным для большинства заголовком назван проект, финансируемый голландской правительственной программой МАТРА. (Матра-переводится с голландского как «МАатшхапеляйке ТРАнсформаці”, то есть: “трансформация общества.”)

Проект стартовал в октябре 2008 года под протекторатом голландских и украинских организаций, а также администраций интернатов и местных властей (без их поддержки и согласия ничего бы не состоялось).

Итак, 12 июня 2009 года шестеро специалистов из Львовского реабилитационного центра «Джерело» высадились на запорожскую землю (фото), с единственной целью: на чистом галицком языке, при помощи ложки, одеяла (которое они упорно называли «коцом») и слова МАТРА повысить профессиональный уровень персонала интерната в с. Калиновка и имеющихся там волонтеров.

Семинар проходил в интернате на протяжении четырех дней и назывался «Базовый уход за тяжелыми «неповносправными» (недееспособными) детьми». Очень просто, доходчиво и наглядно львовские реабилитологи рассказывали азы ухода за такими детьми.

Львовяне волновались, но уже заметно меньше, чем ранее: перед этим было боевое крещение в двух других интернатах подобного профиля: Ладыжинском и Знаменском.



В первый день, после подготовительных мероприятий, около тридцати человек калиновского персонала собралось в одной из игровых комнат.

Начали с истории львовского центра. Леся Каландяк, координатор и зачинщик проекта, показывая фотографии, рассказывала об истории зарождения самого центра «Джерело» и о том, как начиналось сотрудничество с украинскими интернатами 3-4 профиля (такими, как Калиновка). Фотографии повседневной жизни львовского центра вызывали возгласы и восхищения, и упаднического настроения: «Конечно, у них там все есть. По трое специалистов на 12 детей!»

Затем последовали снимки, которые вызвали удивленные восклицания при виде своих же подопечных, взятых на программу дополнительного терапевтического питания. Никто и не помнит уже (в том числе и автор строк), какими часть детей выглядела еще год назад. Затраченные средства спонсоров, усилия медицинского персонала и координаторов самого проекта не пропали даром. Часть детей за год набрала в весе столько, сколько они прибавляли за 5-7 лет своей жизни. Оказалось, они могут развиваться и жить, а не медленно угасать, ежедневно испытывая сильную боль от малейшего прикосновения к ним.

Затем мы все изучили Пирамиду Потребностей Особенного Ребенка, применив ее на себя. Нам, как и этим детям, для счастья необходимы Еда, Физическая Активность и Медицинское Обслуживание. Удовлетворив все физиологические потребности, мы захотим Безопасности и Стабильности. Обеспечив их - загадаем Любви и Дружбы. Уж затем будем требовать Уважения.

Последний шаг к счастью любого сытого, любимого и всеми уважаемого гражданина - потребность в Самосовершенствовании. Так просто, примерив это все на себя, осознать, что лежащей в палате Наденьке с ее мозговой грыжей — все это так же нужно, как и мне, волонтеру Ане Геращенко.



Далее, разбившись на группы, учились определять по мимике и поведению ребенка его нужды и желания. А затем - самое интересное - теми же группами, сев в кружочек, сами побывали «в коже» своих подопечных.

Практическое задание читателю этих строк:

1. Завязываем глаза платком и пытаемся что-то сделать своими руками, или просто побыть в комнате, ничего не делая - вот вам ощущение слепого ребенка.

2. Надеваем толстые рукавицы, затем еще одни - и пытаемся нанизать бусы на веревочку или в положении сидя на полу, ноги отводим в одну сторону, а корпус максимально наклоняем в другую, руками не опираемся на пол - в таком положении пытаемся собрать пазлы - так себя чувствуют дети с нарушениями двигательной функции.

На второй день сотрудники приехали в Калиновку с творожком и сметанкой от местных буренок, не для того, чтобы отблагодарить великодушных лекторов, а для сугубо учебных целей.

Вместе с Лесей мы вспоминали, в каком положении принимает пищу здоровый ребенок. Затем, под чутким руководством Оксаны Думы, попробовали кушать так, как в большинстве своем принимают пищу лежачие воспитанники интернатов - лежа. Мы, конечно, на пол не ложились, но запрокидывали голову, и в таком положении пробовали прожевать и проглотить хотя бы ложечку вкусного деревенского творожка. Можете и сами попробовать это сделать.

Затем на фото- и видеоматериалах ознакомились с тем, как может принимать пищу лежачий ребенок. Оказывается, такого ребенка можно кормить сидя, в специальном кресле, из маленькой (а не из столовой) ложки, разговаривая с ним и давая ему время проглотить пищу.

От теории к делу. Разбившись на группы, участники семинара выбрали трёх лежачих «сосунов» т.е. тех, кого кормят из бутылочки и, под наблюдением реабилитологов, пытались накормить их из ложечки, придав ребенку сидячее положение.

Результаты были разные — кому-то подобное кормление удалось чуть ли не с первой попытки, кому-то пришлось изрядно помучиться и быть терпеливее — но удалось всем!

Третий день семинара начал специалист по положениям Андрей Луговской. Из его рассказа участники узнали не только о том, что ребенку нужно придавать удобное для него положение, но и о необходимости периодически изменять его, чтобы не было таких тяжелых осложнений, какие есть у двадцатипятилетнего Антона. Все, что сейчас можно сделать для Антона - это вывозить парня на улицу на специальной кровати, поскольку он весь «одеревенел» за годы лежания в одном положении. А ведь Антон многое понимает, с удовольствием слушает книжки про богатырей и мечтает о далеких путешествиях. К несчастью Антона, десять лет назад подобные лекции в интернате не проводились.


Антон

Мы же не только послушали, но и сами попробовали, что значит лежать в неудобном положении.

Практическое задание читающему: В положении лежа, слегка разверните таз, закиньте согнутую в колене ногу на выпрямленную другую, максимально запрокиньте голову назад.

Если вам удастся пролежать в таком положении более пяти минут, то, скорее всего вы - воспитанник интерната 3-4 профиля. Обычные люди начинают испытывать сильнейшую головную боль, кое-кто полдня еще будет поворачивать шею в надежде «поставить» ее на место. К боли, говорят, можно привыкнуть.

Задание попроще: просто посидите. Не шевелитесь даже тогда, когда шевелиться очень захочется. Не шевелитесь еще чуть-чуть, когда отсутствие движения вызывает вполне ощутимую физическую боль. Не шевелитесь...

Вторая часть дня была веселее. Марина Глухоцкая рассказывала об играх с детьми. Вспомнились приятные моменты игры с собственными детьми. Подумали, зачем надо играть с лежачими воспитанниками. Для практических занятий взяли опять - таки лежачих детей. И попробовали с ними поиграть. Поскольку меня попросили не ходить по группам, могу поделиться лишь опытом практического занятия игры с Настенькой. И не только опытом, но и некоторыми воспоминаниями. Я помню, как год назад впервые подошла к ее кроватке. Она улыбнулась мне и отчетливо произнесла «Ма-ма». До этого уже видела всех лежачих детей, но тут я впервые расплакалась. Казалось бы навеки обреченный ребенок...Спустя год уже видела Настеньку полулежащей в колясочке (спасибо нянечкам и воспитателям), вчера она была именно тем ребенком, который чуть ли не сразу начал пить из чашки и есть из ложечки. А сегодня, усаженная за столик, она не только принялась хлопать в ладоши при звуках трещотки, но и сама стала играться. При этом слово в слово повторяла то, что ей говорила няня. Как объяснил реабилитолог, она не сможет находиться в сидячем положении целый день, но играть с ней таким образом 10-15 минут вполне реально. И ведь, согласитесь, это лучше, чем лежать всю свою жизнь в постели, вызывая слезы у посторонних.


Настя

Закончился день совсем весело - по группам, получив задание, мы пытались соорудить игрушки для детей из шариков, колокольчиков, пластиковых бутылок и скотча.

Было весело, и каждый делал, то, на что горазд. Закончилось это мероприятие демонстрацией сделанных игрушек.



День четвертый — лекции о том, что такое ДЦП, умственная отсталость, гипотрофия читали медицинскому персоналу и няням психиатр Евгений Суховский и невропатолог Татьяна Мищук.

Закончился четырехдневный семинар подведением итогов и вручением сертификатов международного образца всем, прошедшим курс обучения.

Огромное человеческое спасибо хочется сказать директору интерната, Николаю Викторовичу Славову, за те колоссальные усилия, которые он прикладывает за изменение быта и жизни детей к лучшему. Тем няням, воспитателям и медперсоналу, чьи глаза горели и кто интересовался всему сказанному и увиденному; тем, кто несмотря на бессонную ночную смену все равно оставался на следующий учебный день. Всем, кто помогал в организации процесса подготовки и работы во время семинара.

Спасибо львовским специалистам. Уже не первый раз львовские реабилитологи оказываются в Калиновке. Калачом, даже предлагая материальное вознаграждение, не можем заманить туда не только запорожских, но и реабилитологов из других соседних областей.

Аригото (что по-японски значит «Спасибо») девушке Аями, которая будучи коренной токийкой, приехала, чтобы ухаживать за лежачими детьми. Весь семинар она подменяла Олю, воспитательницу, поскольку часть ее воспитанников уже не могут спокойно лежать в кроватях, а громко «требуют» внимания и ласковых рук.


Студентка Токийского университета Аями

Спасибо Диме Саю, который, окончив учебу в Tufts University (USA), толком не успев отдохнуть у себя дома в Николаеве, приехал в Калиновку на семинар. И остался там работать в качестве волонтера до 21 июля.


Дима Сай

В последнее время у меня возникает ощущение, что если вы хотите познакомиться с одновременно самыми образованными, скромными и самоотверженными людьми — то поездка в Калиновку увеличивает шанс на такую встречу в разы. Это я вспоминаю свое недавнее знакомство с женщиной, усыновившей семерых детей (некоторые из них были тяжелобольными) — которая интересовалась судьбой калиновских воспитанников, и спрашивала, чем она может помочь.

Спасибо всем, кто Помогает, Думает, Сострадает; всем вам, кто открыл страницу, выполнил хотя бы одно практическое задание и закроет ее сейчас с мыслью, что небольшое участие важнее великого намерения.

Аня Геращенко, Харьков, ann.g.ko@gmail.com



  Контактная информация