27 февраля 2018 как представитель Ассоциации приемных семей Запорожской области я побывал на селекторном совещании о порядке использования 517 миллионов гривен, которые в 2018 году планируют выделить регионам на закупку жилья для создания детских домов семейного типа (ДДСТ) и для сирот – выпускников интернатов и приемных семей.
В совещании приняли участие представитель Президента Украины по правам детей Николай Кулеба, заместитель министра соцполитики Александра Чуркина, директор департамента защиты прав детей и усыновления Руслан Ковбаса, начальники служб по делам детей всех областей Украины.
Предполагается, что 277 миллионов будут предназначены для закупки жилья или строительства новых ДДСТ или малых групповых домов (которые пока в законодательстве не прописаны), а остальная сумма пойдет на закупку жилья для детей-сирот и лиц из их числа в возрасте от 16 до 23 лет, стоящих в очереди на социальное жильё либо находящихся на квартирном учете. Следует отметить, что в эту категорию не входят дети, лишенные родительской опеки и лица из их числа. Первый транш средств ожидается уже в апреле 2018.
У нас имеется проект порядка предоставления субвенции
Уже есть предварительное распределение суммы субвенции по областям, Запорожской области предполагается выделить около 18 миллионов гривен – как и в прошлом году.
На совещании проведен анализ причин, по которым в 2017 году не все средства были освоены. В Запорожской области были освоены 15 миллионов гривен из выделенных 18. Основные причины неосвоения средств – слишком малый срок (1 месяц) на весь процесс, отказ продавцов жилья от продажи, ошибки или нехватка определенных документов, нежелание местных органов власти брать на себя ответственность за приобретенное жилье. Службы жаловались также на нехватку кандидатов в родители-воспитатели ДДСТ.
В Запорожской области удивил город Запорожье, который не принял участие в программе – не была закуплена ни одна квартира (хотя очередь на жильё немалая) или дом для ДДСТ. Кстати, город не участвует и в областной программе обеспечения сирот жильем. Хочется верить, что в этом году ситуация изменится к лучшему.
Для того, чтобы средства были перечислены той или иной громаде, району или городу, местные власти уже сейчас должны подготовить заявки и подбирать кандидатов в родители-воспитатели ДДСТ, а также рассмотреть возможные варианты жилья. При этом оснащение жилья мебелью и оборудованием ложится на плечи местных бюджетов.
В то же время, приемные родители и все желающие стать родителями-воспитателями ДДСТ и принять дополнительно 5 детей-сирот в семью, могут обращаться к местной службе по делам детей и убеждать её сотрудников подавать заявку на участие в получении субвенции.
Что касается жилья для лиц из числа детей-сирот - то в этом году его могут передавать как в собственность, так и во временное использование (как социальное жилье). При передаче в собственность будет налагаться запрет на продажу такого жилья на протяжении 10 лет, хотя пока не ясен юридический механизм такого запрета.
По моему мнению, более правильно сначала обеспечить всех, стоящих в очереди, социальным жильём, и только потом думать о передаче жилья в собственность.
В целом, несмотря на то, что в порядке выделения субвенции есть много вопросов, радует сам факт такой масштабной помощи в создании ДДСТ. Есть шанс в течение года создать до 100 новых ДДСТ по всей Украине, и это будет ощутимым ударом по изживающей себя системе интернатов. В то же время, есть и проблемы, которые усложняют процесс:
- помощь на содержание ребенка в приемной семье/ДДСТ снизилась с $370 в 2013 году до $140 в 2018. Этих средств едва хватает на питание и базовые потребности детей, и их недостаточно для оплаты работы репетиторов, психологов, поездок на кружки и секции, ремонта дома и автомобиля. Поэтому находится мало желающих работать 24 часа в сутки 7 дней в неделю без отпуска и выходных, при этом едва сводя концы с концами. Без поднятия пособия на содержание ребенка сироты в ПС/ДДСТ хотя бы до уровня 3 прожиточных минимумов сложно будет найти кандидатов для вновь создаваемых ДДСТ;
- социальные услуги для ПС/ДДСТ, психологическая поддержка родителей и детей находится на очень низком уровне. Большинство центров социальных служб занимаются постоянным написанием отчетов, не имея ресурсов для посещения ПС и ДДСТ в сельских районах. Квалификация сотрудников зачастую очень низкая. Создавая 100 новых ДДСТ и не предоставляя им социальной и психологической помощи, мы рискуем получить море проблем в будущем;
- нет четкой стратегии обеспечения жильем лиц из числа детей-сирот. Многие сироты формально имеют жилье, но оно непригодно к проживанию. В некоторых случаях права сироты на жильё можно защитить в суде, но для этого не хватает ресурсов. Распределение средств между территориями также неравномерно. Стоимость одной квартиры в Киеве равна стоимости 10-20 домов для сирот в сельской местности.
В любом случае, общественным организациям, приемным родителям, сиротам-выпускникам необходимо активно принимать участие в процессе распределении таких субвенций, и тогда их голос может быть услышан.