Детские дома и интернаты Запорожья

Соціальна мережа журналістів ХайВей: Усыновление. Инструкция к применению

С появлением ребенка в семье, вне зависимости от его возраста, семья обретает, прежде всего, радость. Но все же, не впадая особо в эйфорию, остановимся и задумаемся вот о чем.

Автор: Галина Тищенко, Соціальна мережа журналістів ХайВей
Опубликовано: 2008-08-19 00-00-00  Просмотров: 3427


Ведь, по сути, с появлением ребенка в семье, вне зависимости от его возраста, семья обретает, прежде всего, радость, только вдумайтесь: родители наконец-то получили то, о чем мечтали, получить что надеялись, буквально вымолили у Всевышнего. И с появлением этого маленького человечка, дом наполнится радостью и надеждой. Но все же, не впадая особо в эйфорию, остановимся и задумаемся вот о чем.

Сам аспект усыновления является очень многогранным и рассматривать его необходимо с совершенно разных сторон.

Это и само понятие «здоровья» во всех его проявлениях, главным образом, физическое или соматическое (одна из самых важных составляющих).

Само собой разумеется, что Ваш ребенок прошел самый детальнейший профилактический осмотр, вы знаете все его заболевания, но, не забывайте, что его повторят необходимо, минимум раз в полгода.

Это должен быть и педиатр, и невропатолог, не помешает и консультация психолога, так как малыш, сменив место жительства с казенного поприща, попадает в круг любящих его людей, но в этом случае радость также может быть достаточно серьезным стрессом для еще неокрепшей детской психики.

Но самым важным является психологический аспект. Вы прекрасно осознаете, что чаще всего мы усыновляем так называемых «социальных сирот» - тех, родители которых живы, но отказались от малышей, которым были поставлены «такие страшные» диагнозы, как ДЦП, ранний детский аутизм, олигофрения в стадии дебильности, синдром Дауна.

Существует и другая ситуация. Дети проживали в семье, со своими биологическими родителями или одним из них, а потом родителей лишили родительских прав.

Что испытывает при этом ребенок, знает не понаслышке Кодунова Юлия Анатольевна, педагог-дефектолог, «Учебно-реабилитационный центр для детей с особенностями в умственном и физическом развитии и детей-сирот» г. Днепропетровск, Украина

Вам приходилось когда-либо видеть глаза ребенка-сироты?

Дети-сироты, независимо от того, брошены ли они еще при рождении, либо оказались в категории так называемых, социальных сирот (при живых то родителях, алкоголиках либо наркоманах), всегда испытывают потребность иметь семью. Им хочется назвать кого-то мамой, хочется быть приласканными и обогретыми доброй материнской рукою. Разве они в чем-то виноваты? Они ведь тоже имеют право на обыкновенное человеческое счастье - иметь семью.

Встречаясь взглядом с сиротою из детского дома, всегда видишь надежду на то, что найдется мама, или на крайний случай, брат, который придет и заберет его с собою, туда, где они будут жить долго и счастливо…

Не нам их судить, на это имеет право лишь Всевышний, разговор сейчас о другом.

Однозначно одно: эти дети пережили достаточно серьезную психологическую травму.

И помимо того, что теперь рядом с ними будут любящие, всепрощающие и все понимающие новые папа и мамы, тем не менее, нуждаются в консультации психолога. С этого Вам необходимо и начать.

И мы в этом Вам обязательно поможем. Подскажем, как сделать так, чтобы процесс адаптации малыша в новых для него условиях был как можно мене болезненным. Чтобы все гладко прошло не только для него, но и для всей семьи в целом.

Само понятие психологической адаптации малыша предполагает несколько этапов. Вот с чем приходится сталкиваться ребенку в новой семье.

Во-первых, ребенок-сирота попадает в новые условия приемной семьи с багажом негативных воспоминаний и опыта. Поэтому, сам процесс адаптации может быть продолжительным, болезненным и порой непредсказуемым. Существует взаимосвязь между возрастов, в котором малыш попадает в новую семью и стадиями адаптации ребенка в приемной семье.

Давайте посмотрим, как это происходит на практике.

Ребенок от 0 до 7 лет полностью ориентирован на семью, процесс адаптации протекает максимально легко и практически незаметно ни для самого ребенка, ни для окружающих его людей.

От 7 до 11 — здесь все несколько сложнее. На (уже пожалуй подростка) достаточно сильно влияет мнение соседей и школьных товарищей, сверстников.

Поэтому детей, попавших в приемную семью до одиннадцатилетнего возраста, большей частью, волнуют взаимоотношения внутри семьи; дети более старшего, и, особенно, подросткового возраста, уже более требовательны, им общения внутри семьи недостаточно, на первый план здесь выходят взаимоотношения со сверстниками. Такие дети привыкают к новой среде долго и порой мучительно: это, так называемая «игра в двое ворот»: нужно быть хорошим и для мамы, и для друга Васи, что получается, к сожалению, не всегда.

А теперь посмотрим, как правильно подготовить своего ребенка к тому, что скоро в доме появится новый член семьи. Основное значение здесь играет наличие детей в семье.

Единственный ребенок в семье.

Как известно, единственный ребенок в семье – это избалованный ребенок, эгоистичный, умненький, привыкший к вниманию к своей персоне, всеобщий любимец. Со временем, «экстаз» от появления братика или сестрички сменяется глухим раздражением, а то и откровенной враждебностью.

Семья с двумя кровными детьми.

Когда в семье – три ребенка, то складывается наиболее удачная атмосфера для всех в семье. У детей своя компания, они часто и подолгу вместе играют и поэтому не занимают много времени у папы и мамы, которые могут теперь себе позволить заняться личной жизнью и образовать свою компанию для времяпрепровождения. Как видим, адаптация в этой ситуации происходит достаточно легко.

Многодетная семья.

В многодетных семьях дети привыкли, что их много, что старшие помогают младшим. Поэтому, появление приемного ребенка будет воспринято детьми, как обычное и естественное событие.

А теперь остановимся на том, ради чего собственно, мы и начали эту беседу.

Основные медико-психологические особенности процесса адаптации

Как известно, одна из составляющих успешной адаптации приемного ребенка в семье – это привязанность.

Потребность в привязанности - врожденная, однако способность ее устанавливать и поддерживать может нарушиться из-за враждебности или холодности взрослых. Выделяют следующие типы нарушенной привязанности:

Негативная (невротическая) привязанность - ребенок постоянно "цепляется" за родителей, провоцируя родителей на наказания и стараясь раздражить их. Появляется как в результате пренебрежения, так и гиперопеки.

Амбивалентная - ребенок постоянно демонстрирует двойственное отношение к близкому взрослому: то ластится, то грубит и избегает. Характерно для детей, чьи родители были непоследовательны и истеричны: то ласкали, то взрывались и били ребенка, делая и то, и другое бурно и без объективных причин, лишая тем самым ребенка возможности понять их поведение и приспособиться к нему.

Избегающая - ребенок угрюм, замкнут, не допускает доверительных отношений со взрослыми и детьми, хотя может любить животных. Подобное может быть, если ребенок очень болезненно пережил разрыв отношений с близким взрослым.

Дезорганизованная - эти дети научились выживать, нарушая все правила и границы человеческих отношений, отказываясь от привязанности в пользу силы: им не надо, чтобы их любили, они предпочитают, чтобы их боялись. Характерно для детей, подвергавшихся систематическому жестокому обращению и насилию и никогда не имевших опыта привязанности.

Для первых трех групп детей требуется помощь приемных семей и специалистов, для 4 - прежде всего внешний контроль и ограничение разрушительной активности.

Опыт показывает, что адаптация ребенка к новой семье происходит примерно в течение года и условно делится на три стадии.

Первую стадию можно было бы обозначить как "Идеализированные ожидания", - как у ребенка, так и у приемной семьи. Каждая из сторон полна надежд и старается понравиться другой. Примерно через месяц наступает первый кризис: привязанность ребенка к старой семье еще сохраняется, а к новой пока не сформировалась, привыкание к сменившимся требованиям и правилам трудно для него и вызывает протест. В результате возникают конфликты, которые являются естественной частью приспособления семьи и ребенка друг к другу.

Наши эксперты:

Поветкина Вера Николаевна, Центр психолого-педагогической реабилитации и Коррекции "Пресненский" г. Москва

Что испытывает «свой» родной ребенок при появлении «чужого» приемного, и как себя вести родителям в данной ситуации?

Вот основные страхи, которые появляются у ребенка (в зависимости от возраста)

1. Это мои родители, почему они взяли др. ребенка. Они меня больше не любят?

2. Теперь этот ребенок займет мое место - его будут любить больше, чем меня?

3. Теперь я всё должен буду делить с ним: игрушки, рабочее место, компьютер?

4. Теперь я никогда не смогу только с папой пойти на нашу любимую.... Что могут сделать родители, чтобы помочь адаптироваться детям в новой ситуации:

1. Перед тем как принять такое решение, обязательно поговорить с ребенком и сказать ему о своем решении.

2. Объяснить, почему они приняли такое решение, кто теперь будет этот мальчик в семье.

3. Что изменится в жизни ребенка: где он будет жить, будет ли брать этот ребенок его игрушки и проч. вещи. Желательно, чтобы пространство родного ребенка не ущемлялось.

4. Первое время находить возможность остаться один на один с родным ребенком.

Васютин Александр Михайлович, – практикующий врач-психотерапевт с 20-ти летним стажем работы, тренер и супервизор Профессиональной психо-терапевтической лиги – структурного подразделения европейской ассоциации психотерапевтов, Медицинский центр «Белтико», г. Москва

- Скажите, Александр Михайлович, Какие психосоматические реакции испытывает ребенок в первые месяцы после усыновления в новой семье?

Среди психологов есть мнение, что человек в принципе, в основном, как личность со своим специфическим отношением к миру, формируется в первые три года, в годы до появления первых искорок сознания.

И когда его биологическая мать или отказывается от него или же умирает, то это очень сильно травмирует его. То же самое происходит и в случае его усыновления. И первое время в новой семье он настороженно-напряжен: что его ждет впереди? И это напряжение может проявляться в различных психосоматических реакциях: он может писать в постель, начать заикаться, у него могут появиться разнообразные навязчивости.

Очень часто в ситуациях незащищенности у детей появляются проблемы с кожей: диатез, нейродермит, псориаз и т.д

Если же приемные родители будут достаточно равнодушными к нему, то у него может развиться даже психосоматоз.



Данная статья принадлежит к категориям:
     Усыновление    Украина    



  Контактная информация