Дети Запорожья лого

Людмила Балым: «Институализация детей повлечет за собой всплеск социального сиротства»

30 сентября 2010, 17:00 3686 Автор: Алла КОТЛЯР www.zn.ua Интервью с Людмилой Балым, директором Госдепартамента по усыновлению и защите прав детей

Людмила Балым

30 сентября Украина отмечает День усыновления, учрежденный экс-президентом В.Ющенко в ноябре 2008 года. Можно много спорить о реформаторской деятельности ушедшего президента, а главное — о ее пользе для страны. Но вряд ли кто-то станет отрицать тот факт, что именно за годы президентства В. Ющенко государство, пожалуй, впервые за долгое время по-настоящему повернулось лицом к проблемам детей-сирот и сделало важные шаги на пути к защите их прав, заговорив о реформировании интернатной системы и начав развивать семейные формы воспитания для детей, лишенных родительской опеки.

Нынешний президент начал разворачивать политику в этой сфере в кардинально иную сторону. Возможно, причина заключается в его предвыборных обещаниях? Так, похоже, намерение за несколько лет увеличить количество граждан в Украине с 45 с лишним миллионов до 50 привело к объявлению премьер-министром «пятилетки любви» и дало старт новому витку кампании против абортов. О последнем ярко свидетельствует программа Четвертого национального конгресса по биоэтике, проводившегося на самом высоком уровне НАН Украины, Академией медицинских наук, Минздравом при международном участии и с привлечением представителей церкви 21—23 сентября (об этом подробнее читайте в следующих номерах «ЗН»). А вот следствием заявлений министра науки и образования Д.Табачника о сокращении «малокомплектных» сельских школ стало поручение премьер-министра Н.Азарова министрам и главам администраций предусмотреть в проекте Госбюджета на 2011 год расходы на строительство новых помещений для детдомов и интернатов, а также рассмотреть вопрос об обучении детей из малообеспеченных семей в интернатах для детей сирот и детей, лишенных родительской опеки. Такое поручение идет вразрез с проводившейся государством в последние годы политикой по реформированию интернатной системы и приоритетом развития семейных форм воспитания для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки. При этом вместе с президентом Ющенко ушли в прошлое всеукраинские совещания «С любовью и заботой о детях», проводившиеся ежегодно ко Дню усыновления и широко освещавшиеся СМИ. Новая же власть, вместо публичных дискуссий предпочитает сразу объявлять готовые решения. Поэтому о ситуации в сфере усыновления и защиты прав детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, «ЗН» решило поговорить с Людмилой Балым, директором Госдепартамента по усыновлению и защите прав детей.

— Людмила Владимировна, изменились ли приоритеты работы возглавляемого вами департамента?

— Приоритеты остаются прежними. Они зафиксированы во всех правительственных документах. Это поддержка семьи, профилактика семейного неблагополучия, а также развитие семейных форм устройства для детей, которые утратили семью. В первую очередь — усыновление, опека и попечительство в семьях родственников, а также приемная семья и ДДСТ (детский дом семейного типа) — если не удается решить вопрос сохранения семьи даже широкой биологической через опеку или же с помощью усыновления, поскольку не все дети могут быть усыновлены.

На 1 января 2010 года в Украине 100787 детей, оставшихся без попечения родителей. По сравнению с 2009-м эта цифра почти на три тысячи меньше, что частично связано с демографической ситуацией, а частично — с усилением профилактической работы с семьями.

Прошлый год дал наибольшее за последние шесть лет количество национальных усыновлений — 2374 ребенка. В первом полугодии 2010-го произошел небольшой спад. Во-первых, согласно статистике Минздрава, мамы меньше отказываются от детей. Так, за прошлый год детей-«отказников» было около 900, тогда как в предыдущие годы цифра доходила до полутор тысяч. Таким образом становится меньше детей, которых украинцы хотели бы усыновлять. Зато увеличивается количество тех, кто старше семи-восьми лет. К сожалению, эта категория у украинцев не настолько востребована. Сейчас мы пытаемся решить задачу: попытаться сформировать культуру усыновления детей старшего возраста и тем самым активизировать этот процесс. К 30 сентября совместно с каналом УТ-1 мы готовим специальный выпуск передачи «Віра, Надія, Любов», который будет посвящен проблемам усыновления и устройства в приемные семьи детей старшего возраста.

— Иногда говорят, что только введение единоразовой помощи при усыновлении (12240 грн.) привело к тому, что в 2009 году усыновлять стали чаще…

— Не могу абсолютно с этим согласиться, поскольку одноразовая выплата составляет 4700 гривен, и это не такая уж огромная сумма. Все остальное делится на небольшие выплаты в течение года. Поэтому решить свои финансовые вопросы, а тем более нажиться на этом вряд ли возможно.

Что касается выплат по ДДСТ и приемным семьям, то в государственном бюджете выделена достаточная сумма — 275 млн. грн. При том, что в прошлом году мы просили 213 млн., в 2010-м Минфин самостоятельно эту сумму проиндексировал. Поэтому для развития семейных форм воспитания, денег достаточно.

— Недавно премьер-министром Н.Азаровым были сделаны заявления о том, что нужно улучшать условия в уже имеющихся детдомах и интернатных учреждениях, а также о необходимости строительства новых. На это было даже обещано предусмотреть статью расходов в госбюджете. На мой взгляд, подобные заявления сводят на нет стремление Украины последних лет реформировать интернатные учреждения для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки. Как вы к этому относитесь?

— Действительно, некоторые время назад мы были очень встревожены, потому что с подачи Миннауки и образования было подготовлено поручение рассмотреть вопрос о расширении функций интернатных заведений для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, а также подготовить нормативную базу, чтобы туда можно было принимать также и детей из многодетных и малообеспеченных семей. То есть вместо того, чтобы думать о том, как помочь сохранить семью на местном уровне, речь зашла о том, чтобы искусственно оформить дистанцированный отрыв ребенка от семьи. Скорее всего, речь шла о так называемых пятидневках для детей работающих родителей. Однако у меня возникает сомнение, что если ребенка увезти в интернат за 100—150 км от дома, то родители смогут забирать его каждые выходные, а потом привозить обратно. Таким образом, возникает угроза, что ребенок будет оставаться в интернате постоянно.

Желание сберечь сеть интернатных заведений за счет детей из многодетных и малообеспеченных семей Минсемьи и различные общественные организации восприняли однозначно негативно. Поэтому были подготовлены обращения в адрес премьер-министра Украины о том, что такая институализация детей — это грубое нарушение их прав на семью, которое в ситуации экономического спада повлечет за собой всплеск социального сиротства, отрыв от родителей и нарушение естественных связей.

— В чем заключается выгода Миннауки и образования от сохранения интернатной системы? В дополнительном финансированием?

— Я могу говорить только о своей точке зрения. Во-первых, все знают, что сегодня в сельских школах постоянно уменьшается количество детей. Содержать такие «малокомплектные» школы нерентабельно. Значит, нужно их закрывать и решать вопрос о подвозе детей в близлежащие школы. То есть это определенная организационная работа, усилия и т.д. Проще решить вопрос, собрав этих детей в интернате. Во-вторых, на мой взгляд, присутствует еще и желание сберечь сеть. Вместо того чтобы подумать о том, каким образом работать с кадрами в ситуации реформирования интернатных учреждений — перепрофилировать их и трудоустроить, проще попытаться сохранить то, что есть, искусственно набрав в интернаты детей. Я не готова говорить о том, какой существует интерес с точки зрения финансирования и растраты государственных средств, — эффективно они используются или нет. Я за руку никого не ловила. Но, по-моему, здесь больше присутствует ретроградство.

— Каков результат ваших обращений?

— Было проведено большое совещание с участием представителей различных министерств, на котором Миннауки и образования, к сожалению, не присутствовало. Решено обратиться в Кабмин с предложением создать межведомственную группу, которая разработает государственную стратегию реформирования системы защиты прав ребенка, тщательно изучив ситуацию в интернатной системе (насколько она эффективна и соотносится с требованиями государственной политики, в том числе с экономией госсредств), а также ситуацию в развитии семейных форм устройств, чтобы можно было взвесить и понять, в каком направлении идти. Премьер-министр поддержал это обращение и поручил провести такую работу в течение сентября-октября.

— То есть в бюджет расходы на строительство новых детдомов уже не будут закладываться?

— Думаю, что нет. То, что нужно улучшать положение в интернатах, не вызывает сомнений. Интернаты есть разные. У одних шикарная материальная база, в других условия оставляют желать лучшего. И коль уж дети там пока находятся, то понятно, что нужно прикладывать усилия, чтобы нормально их содержать. Что касается возобновления шефства над детдомами, о котором в своем распоряжении говорил Н.Азаров, то для меня это означает не просто отремонтировать крышу, а возможность открытия интернатной системы (сейчас довольно закрытой), вход людей извне и за счет этого внешний контроль за судьбой каждого ребенка. Другое дело, что возврат к тому, что было, на мой взгляд, для Украины неприемлем. Я думаю, что этого и не будет, потому что сейчас достаточно активно проявляют себя и общественные организации, и наше министерство имеет четкую позицию.

— На самом деле усыновлению подлежат всего около 32 тысяч из более чем 100 тысяч детей-сирот и тех, кто лишен родительской опеки. А остальные ведь должны где-то находиться.

— Совершенно верно. Часто говорят, зачем нужны ДДСТ и приемные семьи, если усыновление для бюджета менее нагрузочно? Но не все дети могут быть усыновлены. Даже если бы вдруг усыновили 17—18-летних, которые подлежат усыновлению, то все равно для некоторой части детей это осталось бы невозможным. Поэтому нужно развивать и другие формы семейного устройства.

— Вы хотите сказать, что сейчас в ДДСТ и приемные семьи попадают только те дети, которые не подлежат усыновлению?

— К сожалению, нет, когда речь идет о ребенке двух-пяти лет. Потому что ДДСТ и приемная семья — это все-таки формы временного устройства ребенка, пусть даже до 18 или 23 лет, если он учится в вузе, поскольку не возникает родственных отношений не только биологически, но и основанных на законе. Поэтому нужно сделать все, чтобы устроить таких детей в постоянную семью, т.е на усыновление.

Если речь идет о 12—13-летних (а детей от шести до 17 лет — 85% из тех, кто подлежит усыновлению), то эта категория менее востребована. И часто усыновление оказывается для них невозможным. Но в Конвенции ООН о правах ребенка четко сказано, что в отношении любого ребенка должны быть использованы все средства адекватного устройства в своей стране. Поэтому ДДСТ и приемные семьи должны быть как для тех детей, которые не могут быть усыновлены, так и для тех, которые могут быть усыновлены, но по какой-то причине не усыновляются. Именно в своей стране. Поскольку далеко не все и не всегда дети, усыновленные иностранными гражданами, хорошо проходят адаптацию. Нельзя ДДСТ и приемные семьи ставить в противовес зарубежному усыновлению.

— На сайте Минсемьи я видела, что в 2009 году было три случая отмены зарубежных усыновлений. Как это происходило?

— Это как раз касалось детей старшего возраста. В одном случае 16-летний мальчик сам вернулся в Украину. Он не смог прижиться в чужой стране, хотя тепло вспоминает об усыновителях. Родители дали ему деньги на дорогу. Не смогли адаптироваться дети и в двух других случаях.

27 случаев отмены национальных усыновлений за прошлый год также касались в основном детей старшего возраста. Чаще всего такое происходит, когда ребенок входит в подростковый возраст. В этот период конфликты происходят и в биологических семьях. Иногда к отмене приводит факт раскрытия ребенку тайны его усыновления, когда он начинает ощущать себя чужим в семье усыновителей. Именно ощущать, а не быть чужим. Но для ребенка, собственно, как и для любого человека, важно понимать, кто он и откуда. Понимать свою принадлежность к роду-племени. Если факт усыновления скрывали, подросток зачастую задается вопросами: возможно, мне не говорили правду, потому что есть что-то постыдное в моем происхождении? Поэтому мы настойчиво говорим о том, что должна быть внедрена практика подготовки усыновителей. Усыновление даже маленьких детей — это особая работа. К такому родительству нужно быть готовым. Это то, что касается отношений внутри семьи. Но есть еще и проблемы, связанные с отношением в обществе. Мы сделали огромный прорыв в этом направлении. Негатив, существующий в обществе по отношению к детям-сиротам, постепенно уходит. Но он еще жив. И когда в семье появляется усыновленный ребенок, то окружение проявляет повышенный и часто настороженный интерес, что тоже может негативно влиять на установление отношений в новой семье. Очень много еще нужно работать специалистам над принятием обществом того, что ребенок в семье может появляться двумя путями — родиться или же быть усыновленным.

— Очень хорошее начинание — сайт sirotstvy.net, на котором размещаются фотографии и краткая информация о детях, которые могут быть усыновлены.

— Это совместный проект Минсемьи, Фонда «Развитие Украины» и Всеукраинской общественной организации «Магнолия». Вся разрешенная законодательством информация (фотографии и даты рождения детей, которые находятся на централизованном учете в нашем департаменте) поступает на сайт из базы данных Департамента по усыновлению — Единой информационно-аналитической системы «Дети».

Работа сайта дает определенный эффект, потому что расширяет возможности поиска ребенка. Так, на сегодняшний день свой дом нашли уже 576 детей. Но опять-таки, та категория детей, которую чаще всего ищут (от двух месяцев до трех лет), — в меньшинстве. Для ребенка же более старшего возраста есть единственный шанс быть усыновленным — когда его увидят. Специально за такими детьми в интернаты приходит очень небольшое количество людей.

— Появилось ли что-то новое в системе контроля за судьбой усыновленных за рубеж детьми?

— На рассмотрение в Верховную Раду постоянно подаются законопроекты о введении моратория. Последний — «Об упорядочивании процедуры межгосударственного усыновления», в котором предлагается проводить такие процедуры только с теми странами, с которыми заключены двусторонние договора — рассматривался 21 сентября. Его принятие несло бы в себе определенную угрозу остановки межгосударственных усыновлений, потому что ни с одной страной у Украины таких договоров нет, и заключить их быстро невозможно. Более того, это вообще сделать сложно, поскольку страны, граждане которых заинтересованы усыновлять детей из Украины, в основном работают по Гаагской конвенции Последняя же предполагает, что участие в межгосударственном усыновлении принимают аккредитованные неприбыльные организации, деятельность которых законодательством Украины не предусмотрена.

— Сколько международных усыновлений было проведено в Украине за прошлый год?

— 1428.

— А еще в 2008-м, например, таких усыновлений было 1587. Они сдерживаются искусственно?

— Нет. Процедура достаточно упорядоченная. Я объясню, почему сейчас иностранцы усыновляют меньше украинских детей. Сегодня нет проблемы устройства детей до девяти лет в семьи граждан Украины (путем усыновления, опеки и попечительства или же в приемные семьи и ДДСТ). Таким образом, с межгосударственного поля усыновления ушло некоторое количество детей. Открытыми для этой процедуры остаются дети старше 10 лет, находящиеся в интернатных заведениях, которые не особо интересны иностранцам. То, что иностранцы в основном усыновляют детей старшего возраста и нередко больных, — это миф. Маленькие же дети, которые остаются открытыми для зарубежного усыновления, имеют настолько сложные заболевания, что даже иностранцы их не готовы принять. Или же они имеют несколько братьев или сестер. А усыновлять группу детей заинтересован далеко не каждый иностранец. За последний год количество усыновленных детей в группах (т.е. братьев-сестер) уменьшилось. Очевидно, повлиял и мировой экономический кризис. Так или иначе, но Украина теперь для иностранцев менее привлекательна, чем раньше.

— Скажите, 1428 детей, усыновленных за рубеж, — то ли это количество, которое наши консульские отделы не могли бы контролировать?

— Проблема ведь не в этой цифре. А в ее накоплении, поскольку усыновленные за рубеж дети остаются украинскими гражданами до 18 лет.

— Оправдано ли это, на ваш взгляд?

— Не думаю. Обычно адаптация происходит в течение трех-пяти лет. Этого срока, на мой взгляд, вполне достаточно для осуществления контроля.

— После случая с отравлением детей в нежинском интернате, который относится к ведомству Минсоцполитики и труда, премьер-министр заявил о необходимости проверки медицинских и педагогических кадров во всех интернатных учреждениях. Кто может проводить такие проверки?

— Традиционно такие проверки проводят структуры, которым подчинены интернатные учреждения. Сегодня они по-прежнему находятся в ведомстве трех министерств — науки и образования, социальной политики и труда, и Минздрава. На мой взгляд, целесообразным было бы включение в состав проверяющих комиссий представителей неправительственных организаций. Если проблема есть, то нужно думать, как ее решить, а не бояться привлечения представителей общественных организаций.

— Вообще контроль за тем, что происходит в детдомах, в компетенции вашего министерства?

— В компетенции Минсемьи — защита прав детей. Поэтому контроль над тем, что связано с этим, особенно в отношении детей-сирот и тех, кто лишен родительской опеки, — это полное право служб по делам детей. Такую компетенцию также имеет криминальная милиция, прокуратура.

— Проводите ли вы проверки и что является основанием для них?

— Это постоянная работа служб. Что касается интернатных учреждений, которые находятся в ведомстве других министерств, то здесь есть определенные сложности. Службы по делам детей могут проверять статус ребенка, наличие документов. Но на практике прийти в такое учреждение непросто. Норма закона «Об органах и службах по делам детей», где говорится о том, что решение служб по делам детей, принятое в пределах компетенции в отношении защиты прав ребенка, должно быть обязательным для исполнения всеми структурами и учреждениями, к сожалению, еще не стала нормой на практике. Межведомственная разобщенность существует. И не всегда службе по делам детей удается беспрепятственно зайти в интернат, в дом ребенка, в больницу, чтобы проверить, насколько там соблюдаются права ребенка. Эта проблема есть.

— Являются ли сообщения СМИ основанием для проверки деятельности детского учреждения?

— Безусловно. Но не всегда на такие проверки выезжают представители департамента. Не всегда это нужно. По законодательству, это относится к компетенции местных органов власти. Чтобы в государстве навести порядок и даром не тратить государственные деньги, должны быть очень четко определены функции.

К сожалению, есть кризисные ситуации в семейных формах устройства. Так, например, 11 сентября в Макеевке разыгралась трагедия — умерла 5-летняя девочка. Я не готова сейчас говорить о том, что на самом деле произошло. Идет расследование.

— Не повлияет ли такая трагедия на дальнейшее развитие семейных форм воспитания детей?

— Нет. И не потому, что мы игнорируем проблемы. Мы стараемся развивать усыновление, опеку, приемные семьи и ДДСТ потому, что это соответствует потребностям ребенка. Но нужно научиться на более высоком профессиональном уровне определять риски, чтобы их вовремя предотвратить. Таким семьям нужна мощная поддержка и сопровождение социальных служб, служб по делам детей, высокий уровень взаимодействия всех структур органов исполнительной власти на местах. Над этим нужно очень серьезно работать.

Внимание! Русская версия сайта больше не обновляется. Актуальная информация размещена в украинской версии