С Сергеем мы знакомы, что называется, шапочно. Но даже поверхностного общения хватило, чтобы понять, почувствовать, что он как-то отличается ото всех моих таких разных знакомых Чем? Да сложно это как-то в слова оформить. Например, у него живой ум и при этом глубокие пробелы в знаниях, которые есть у обычного школьника. А еще он наивен как ребенок.
Недавно мы встретились, и в разговоре Сергей поинтересовался моей работой, а когда я стала рассказывать о деятельности в Фонде, сообщил, что сам воспитанник интерната. Тут-то все и стало на свои места.
Он скучает по интернату, по тому единению, которого больше нигде нет в обычной жизни. Но не хочет общаться с бывшими однокашниками. В интернате они собирали бычки и нюхали клей, беспрепятственно катались по соседним областям и еще мало ли что. Ночной дежурный дядя Коля – хороший, кстати, человек – желая мальчикам спокойной ночи, всегда повторял: «Все равно вы все будете сидеть в тюрьме». Зная статистику по выпускникам интернатов, сложно не согласиться. Двоих ребят, с которыми Сережа учился в училище, посадили еще до выпуска...
Да, бывает, он тоскует по интернатской общности и тянется к тем редким ситуациям, в которых множество людей пусть ненадолго, но объединяются, живут и действуют, как одно целое. Но тут же говорит, что до армии он не видел для себя вообще никакой перспективы в жизни, находился во власти подавленного настроения.
А еще у него, как у человека пострадавшего, есть забавная идея социального преобразования: раз в один-два года выдавать людям разрешение на употребление алкоголя на основании решения специальной комиссии. Ну, правда же, ведь если человек не может контролировать свои эмоции, трезво мыслить, он не может носить оружие, водить автомобиль, ведь это составляет опасность для окружающих? Разве у алкоголизма менее разрушительные последствия?
Зачем я здесь пишу это? Сергей – просто один из немногих выпускников интернатов, кто как-то адаптировался к «жизни вовне». Но сколько тех, кто не смог? Абсолютное большинство. А мы слышим со всех сторон о необходимости «заполнять» полупустые интернаты домашними детьми: детьми из семей бедных, из семей, находящихся в сложных жизненных обстоятельствах… По-моему, так общество рубит сук на котором сидит, ведь эти дети, вырастая, становятся, по сути, социальными инвалидами. Похоже, гораздо важнее поддерживать семьи, а не интернаты. И создать условия, при которых сотрудники интернатов не будут пытаться во что бы то ни стало сохранить свое рабочее место.