Дети Запорожья лого

Субботний вечер в сельском интернате

20 ноября 2012, 19:00 2322 Автор: Альберт Павлов www.deti.zp.ua Я провёл больше часа в группе из 12 детей 9-12 лет. Эти ребята по своему уровню напоминают 5-7 летних. Чувствуется огромная нехватка внимания взрослых. Практически все сразу называют тебя «папой», хватают за руки и тянут в разные стороны…

В субботу вечером удалось побывать в интернате в одном из маленьких городков Запорожской области, в 100 км от областного центра.

Дети здесь не избалованы гостями, поэтому любого нового человека встречают с большим любопытством. У многих ребят – значительное отставание в психофизическом развитии, иногда это видно даже внешне.

Я провёл больше часа в группе из 12 детей 9-12 лет. Эти ребята по своему уровню напоминают 5-7 летних. Чувствуется огромная нехватка внимания взрослых. Практически все сразу называют тебя «папой», хватают за руки и тянут в разные стороны… Те, кому достаётся мало внимания, «ревнуют» и обижают других, дерутся, толкаются. Эта группа детей живёт в блоке из трёх комнаток-спален, и одной комнатки, в которой стоит телевизор и шкафчики с одеждой.

Воспитательница произвела на меня хорошее впечатление, и всё же справиться и уделить достаточно внимания всем 12 сложным детям ей не под силу. Вряд ли найдётся специалист который справится с такой задачей. Я только могу с ужасом представить, как она учит с ними домашнее задание. Если в своей приёмной семье я пытался готовить уроки максимум с тремя детьми, и от этого у меня голова шла кругом.

Конечно, учёба для большинства таких деток – слабое место. Девочка Саша, симпатяшка, в 10 лет до сих пор не умеет читать. У неё какое-то необъяснимое психологическое нарушение, возможно даже диагноз, который пугает усыновителей, как украинцев, так и иностранцев. Если что-то расстраивает Сашу, она может закатить истерику невероятной силы, которая заканчивается припадком и ужасными криками. И всё же Саша не теряет надежды обрести семью, заглядывает в глаза и спрашивает: «А вы ко мне приехали?»

Я вспомнил, что видел Сашу ещё в 2007 году, и у нас с женой даже была мысль удочерить её. Саша лишь на год старше нашей дочери Маши. Но судьба сложилась иначе, с тех пор мы приняли в семью трёх сыновей, а Саша по-прежнему в интернате…

Хочется искренне помочь Саше и всем этим детям, но понимаешь, какой запас любви, терпения и профессионализма нужно иметь, чтоб справиться с такими детьми. И как сделать так, чтобы во время приступов, которые случаются у детей с психоневрологическими нарушениями, не пострадали другие дети в семье?

В любом случае, несмотря на усилия воспитателей, в группе из 12 сложных детей какая-либо реабилитация детей очень затруднена. Я вспоминаю рассказы английских волонтёров о том, что у них в стране в группе особых детей приходится в среднем один воспитатель на 4 детей, а в некоторых случаях один специалист сопровождает одного ребёнка.

Можно предположить, как сложится судьба этих деток, если ничего не предпринимать. Многие выйдут из интерната детского и перейдут во взрослый психоневрологический интернат, где они проведут всю жизнь. Некоторые девушки вскоре родят детей, но будут не в состоянии воспитать их. Оставят в роддоме либо будут лишены судом родительских прав… Кто-то станет бомжом, или сядет в тюрьму в первые годы после выпуска…

Что мы можем сделать для этих детей? Обычно мы призываем всех к усыновлению. Но в случае этих деток лишь один из ста потенциальных усыновителей сможет найти подход к таком ребёнку. От приёмного родителя потребуется не только любовь и внимание, но и серьёзные знания по психологии, психиатрии, медицине, реабилитации. Пока что у нас таких усыновителей практически нет.

Так что же делать, ведь дети уже сейчас живут, не получая самого необходимого для полноценного развития?

По-моему, выходом из ситуации может быть создание небольших домиков для групп детей, аналогичных «Счастливому дому». Да, это ещё не семья, но условия максимально приближены к семейным. В одном домике – не более пяти ребят. Их обслуживает няня и педагог-воспитатель. Ребята помогают готовить пищу, стирать, убирать по дому. Кроме того, индивидуально с детьми работает психолог, психиатр и другие специалисты. Для каждого ребёнка разработана программа реабилитации, которая воплощается в жизнь. В таком доме многие воспитанники смогут хорошо адаптироваться и в будущем создать семью и выполнять простую работу. Другим может потребоваться посторонняя помощь на протяжении всей жизни. Такие выпускники могут жить в групповом доме, но уже для взрослых. При таком варианте эти дети смогут прожить вполне счастливую жизнь, несмотря на свои диагнозы.

Вернувшись домой в тот вечер, я совершенно по-другому взглянул на свой дом и свою семью. Насколько же комфортно мы живём! Ну и пусть одна из комнат уже несколько лет ждёт ремонта! Ну и пусть мебель не новая! Ведь у каждого из нас есть семья, есть возможность побыть наедине с собой, почитать книгу, поработать в интернете, а в выходной день – бывать на природе, гулять по городу! Ещё я понял, что по сравнению с детьми из интерната у моих биологических и приёмных детей практически нет проблем.

Больно вспоминать о Саше и других детях из интерната. Ведь у нас немало добрых людей, которые смогли мы создавать для таких деток «Счастливые дома», а кто-то даже принять такого ребёнка в семью. Мне стало стыдно за всех нас из-за того, что дети до сих пор живут без самого необходимого - родительского тепла.

Мы можем многое изменить, так почему бы нам не сделать это?

Внимание! Русская версия сайта больше не обновляется. Актуальная информация размещена в украинской версии