Детские дома и интернаты Запорожья

Здравствуй, это я!

Первая встреча... Она судьбоносна — и для родителей, и для ребёнка. Возникнет ли симпатия? Сложатся ли отношения? Каким на самом деле окажется ребёнок, которого до этого кандидаты в усыновители или опекуны видели только на фотографии?

Автор: Татьяна Павлова, deti.zp.ua
Опубликовано: 2013-02-11 13-00-00  Просмотров: 4863




Фото www.chelsi.ru

Первая встреча... Она судьбоносна — и для родителей, и для ребёнка. Возникнет ли симпатия? Сложатся ли отношения? Каким на самом деле окажется ребёнок, которого до этого кандидаты в усыновители или опекуны видели только на фотографии, часто некачественной? Будущие родители волнуются, пьют валерьянку, не могут накануне уснуть и думают о ребёнке как об инопланетянине, с которым непонятно как устанавливать контакт...

Первый шаг — который кажется очевидным, но почему-то часто «выпадает из сознания» кандидатов — позвонить в детское учреждение и договориться с главным врачом больницы или дома ребёнка или директором детского дома о времени предстоящего визита. Учреждения эти достаточно закрытые, живут по своему распорядку — вы всё равно не познакомитесь с ребёнком раньше, чем «начальство даст добро», даже если назначенный день встречи кажется вам далёким. Конечно, вам не терпится его приблизить, но не стоит пытаться высмотреть и подозвать своего малыша через забор — в этом случае знакомство состоится разве что с охраной. Самое удачное начало знакомства — когда и вас ждут, и ребёнка успели подготовить к встрече. Если начинаются проволочки, обратитесь в свою опеку за помощью.

Перед первой встречей с ребёнком вам, скорее всего, предстоит пообщаться с социальным работником или психологом интернатного учреждения. Это не тестирование, а просто разговор про вас и про ребёнка. Также врач или медсестра вам покажут медицинскую карту. Не пренебрегайте этим шансом ещё раз подумать о своих ограничениях и возможностях, задавайте вопросы. Внимательно читайте карту. Если какие-то диагнозы кажутся слишком тревожными или непонятными, лучше ещё раз проконсультируйтесь с врачами, прежде чем идти непосредственно к ребёнку. Не бойтесь показаться слишком дотошным или глупым — вы заботитесь не только о себе. Ваше знакомство может стать важным моментом в жизни ребёнка или нанести серьёзный вред, если всё пойдёт не так. Лучше не поддаваться любопытству и жалости и не знакомиться с ребёнком, принять которого вы явно не сможете. Каждый отказ после знакомства, не говоря уже о возврате в учреждение, — это очень тяжёлая травма.

Есть ещё один нюанс при первом посещении детского учреждения. Вы идёте на встречу с ребёнком, ждёте её, а общаться приходится в основном со взрослыми. Ваше эмоциональное состояние может быть разным, и вопросы персонала могут показаться недоброжелательными, но постарайтесь не забывать, что именно эти люди заботились о вашем будущем ребёнке и будут продолжать это делать ещё некоторое время. Кроме того, именно они будут оценивать, удалось ли вам установить контакт или нет. Бывают случаи, когда ребёнка не отдают в семью на основании «показаний» воспитателей или нянечек, которые утверждают, что у будущей мамы плохой контакт с младенцем. Лучше перенести первую встречу, если вы неважно себя чувствуете или простужены. «Сто грамм для храбрости» — тоже не вариант. И ни в коем случае не нужно при первой же встрече сообщать ребёнку, что вы его мама и папа, и обещать забрать домой.

Обязательно возьмите с собой на первую встречу:
• направление на ребёнка;
• заключение о возможности быть усыновителем/опекуном;
• паспорт;
• фотоаппарат;
• платочки или салфетки (для себя);
• мужа, жену, подругу или маму — в общем, человека, который однозначно одобряет ваше решение взять ребёнка и будет вас поддерживать в волнительные моменты. Если вы пара, идите обязательно вместе.

Знакомимся с младенцем до года

Можно взять с собой:
• пачку памперсов подходящего по возрасту и весу размера;
• детский крем;
• крем от опрелостей для малышей («крем под памперс»);
• одну или две яркие игрушки-погремушки или резиновое колечко для прорезывания зубов;
• чистую пелёнку;
• пустышку (маловероятно, что малыш её примет, но вам будет чем заняться вместе);
• влажные детские салфетки.

Не стоит приносить на первую встречу:
• много игрушек;
• игрушки, предназначенные для детей более старшего возраста, с мелкими деталями, очень большие или разборные;
• китайские погремушки с рынка (могут пачкаться, ломаться и оставлять при этом острые осколки);
• еду, соки, фрукты, сладости;
• лекарства и средства народной медицины.

Обычно для знакомства отводится отдельное место. Ребёнка приносят в комнату, где есть пеленальный столик, или отпускают вас вместе погулять по территории с коляской. Но иногда родителей сразу приглашают в палату или группу. Тогда будьте готовы, что там будет много детей. Они будут сидеть или лежать в манежах, кроватках. Возможно, некоторые из них будут плакать, раскачиваться и выглядеть странно. По этому поводу может возникнуть много сложных чувств и мыслей. У вас направление на одного конкретного ребёнка. Возможно, что кто-то другой вам приглянется больше. Но в случае с очень маленькими детьми лучше искать возможности пообщаться с каждым отдельно, без коллектива. Не ждите от встречи многого. Поговорите с воспитателем или нянечкой, узнайте про малыша больше. Как кушает, когда спит, есть ли у него какие-то особенности, что умеет делать? Как его утешают, если это делается, и как к нему вообще относятся? Если малыш лежит или сидит на пеленальном столике, то придерживайте его рукой — даже очень маленькие дети могут неожиданно переворачиваться, откатываться, раскачиваться и падать в непредсказуемую сторону. Если малыш больше пяти минут пассивно лежит или сидит на одном месте, не делает никаких попыток двигаться и при этом не спит, пообщайтесь с врачом более внимательно.

У детей в доме ребёнка очень большая нехватка телесного контакта. Кроме того, по разным причинам, у большинства есть проблемы с саморегуляцией — ребёнку может быть трудно различать свои потребности (есть неудовлетворённость, но непонятно, чего хочется — кушать или спать). Ему может быть трудно найти удобное положение для сна и переносить перепады температуры, он может чувствовать себя некомфортно на руках. Ребёнок плохо чувствует своё тело, его пугает всё новое — запах, вкус, прикосновение. Телесный контакт ему очень нужен, но он не всегда умеет его принять. Малыш может плакать громко и монотонно и долго не успокаиваться. Если на первой встрече ребёнок плачет, это не обязательно имеет отношение к вам — на то могут быть внутренние причины. Многие взрослые испытывают сильную растерянность от детского плача. Постарайтесь просто принять тот факт, что младенцы в принципе плачут. Конечно, не нужно их оставлять в этом состоянии наедине с собой. Но есть вероятность, что вы не сможете успокоить такого ребёнка сразу, на первой встрече. Это не значит, что так будет и потом, что вы не подходите ему как родители. Дети, которых слишком долго отвергал внешний мир, сначала тоже отвергают его. Просто попробуйте — берите на ручки, носите, сажайте на коленки, бережно укачивайте, говорите ему, какой он хороший. Попросите дать возможность попоить его водичкой или покормить из бутылочки. Если удастся удержать глазной контакт какое-то время, то это очень хорошо.

Что затруднит контакт:
• резкий запах вашего парфюма или табака;
• громкий голос;
• холодные руки;
• попытки как-то сразу начать развивать малыша или проверить уровень его развития (например, как у него работают руки-ноги);
• не подбрасывайте его вверх, даже если вам это очень нравилось в детстве. Не переворачивайте резко, даже если так на ваших глазах делала нянечка, которая его принесла;
• вспышка от фотоаппарата — это страшно!

Что поможет контакту:
• белый халат на вас (ребёнок привык, что взрослые их носят);
• запоминающаяся деталь — яркие крупные бусы, серьги, очки. Всё должно быть крепкое, не рваться и не ломаться. Лучше не давать эти предметы малышу в руки, т.к. всё сразу будет облизано. Можно что-то специально повесить на шею, вроде пустышки на верёвочке — то, что ребёнок сможет исследовать и запомнить;
• тихий спокойный голос, песенки;
• бережные прикосновения;
• желание понять, что испытывает ребёнок, чего хочет.

Не мешайте себе делать то, что обычно почти автоматически начинает делать любой взрослый при виде младенца: сюсюкать, гримасничать и заигрывать. Установлено, что дети до года выделяют именно такой стиль общения из прочих и начинают делать больше попыток общаться.

У вас может быть много эмоций при контакте и после него. Может возникнуть и некоторое «отупение» — это тоже совершенно нормально. Дайте себе время. А памперсы оставьте в учреждении, в некоторых местах их просто жуткая нехватка. Перед уходом уточните, что ещё можно принести в следующий раз.

Знакомимся с ребёнком от года до 3 лет

Можно взять с собой:
• пачку памперсов подходящего по возрасту и весу размера;
• одну или две игрушки — куклы, плюшевые игрушки маленького или среднего размера, пирамидки, состоящие из крупных деталей, игрушки-каталки. Дети интересуются, когда зверюшка поёт или издает звуки, но пугаются, когда голос слишком грубый и включается неожиданно;
• мытую резиновую игрушку, колечко для прорезывания зубов или мячик-пищалку;
• бутылочку с соской (можно будет налить в неё воду или сок, предварительно узнав, можно ли такой ребёнку, — а можно просто дать её в руки поиграть);
• влажные детские салфетки;
• пакетик сока или бутылочку с водой для детей.

Не стоит приносить на первую встречу:
• много игрушек;
• игрушки с мелкими деталями;
• очень большие мягкие игрушки;
• еду, фрукты, сладости;
• лекарства и средства народной медицины;
• фотографии (он ещё слишком мал и у него много других впечатлений на встрече).

Ребёнок от года до трёх уже может ходить и обычно активно исследует окружающий мир. В доме ребёнка он, как правило, испытывает сильную нехватку внешних впечатлений. К этому возрасту малыш уже умеет как-то себя успокаивать и обращать на себя чужое внимание. Обычно это малоконструктивные способы: раскачивание, сосание пальца или одежды — для успокоения, и истерика, крик, бестолковая беготня — чтобы заметили. Если вы попадёте в группу, некоторые дети могут начать попытки активно с вами взаимодействовать, залезать на колени, трогать, при этом грубо отталкивая других детей. Не сердитесь на них — они тоже хорошие! Просто у всех разные способы приспособиться. Другие замкнутся и будут избегать контакта, третьи будут активно подавать сигналы из манежей. Хорошо понаблюдать за ребёнком в группе, не вступая в контакт активно, а потом позвать или подойти самому. Если малыш уже залез на колени или явно требует внимания — трогает, теребит вас, спокойно разрешает взять на руки — попробуйте поддержать это начинание. Если вас отпустили гулять, можно идти и комментировать всё, что видите вокруг, привлекая внимание ребёнка к птичкам, листочкам и т.д. Можно покачать малыша на качелях или просто гулять за руку. Не расстраивайтесь, если внимание ребёнка будет быстро переключаться, игры будут короткими, а ваша игрушка не произведет должного впечатления.

Что затруднит контакт:
• резкий запах вашего парфюма или табака;
• громкий голос, неожиданные вскрики, всхлипы;
• попытки как-то сразу начать развивать малыша или неумело проверить уровень его развития;
• не подбрасывайте его вверх, даже если вам это очень нравилось в детстве. Но многим малышам уже нравится кружиться — только предупредите его, что собираетесь делать;
• вспышка от фотоаппарата — это интересно, но может напугать! Сам фотоаппарат — это тоже интересно, но то, что он может сломаться, пока не волнует ребенка совершенно.

Что поможет контакту:
• общение на уровне ребёнка — присядьте так, чтобы малыш увидел и запомнил ваше лицо, а не юбку или брюки;
• белый халат на вас (ребёнок привык, что взрослые их носят);
• запоминающаяся деталь — яркие крупные бусы, серьги, очки. Всё должно быть крепкое, не рваться и не ломаться. Лучше не давать эти предметы малышу в руки, т.к. всё сразу будет облизано или разобрано;
• спокойный, но хорошо интонированный голос, песенки-потешки, ладушки;
• совместная игра, движение за ребёнком, качели;
• бережные прикосновения, телесный контакт. Если ребёнок позволяет, обязательно возьмите на коленки, на руки, если нет — не настаивайте, просто посидите рядом и поговорите;
• игры для раннего возраста — «сорока-ворона», показать, где носик, ушки и т.д.;
• желание понять, что испытывает ребёнок, чего хочет.

Знакомимся с ребёнком от 3 до 6 лет

Можно взять с собой:
• несколько игрушек — куклы, плюшевые игрушки среднего размера, пирамидки, состоящие из крупных деталей, игрушки–головоломки, где шарик можно перемещать по палочке, игрушки-каталки, машинки, куклы на руку;
• влажные детские салфетки;
• пакетик сока или бутылочку детской воды;
• конфету (не удивляйтесь, если ребёнок не захочет её есть);
• мыльные пузыри;
• книжку с яркими картинками или раскраску.

Не стоит приносить на первую встречу:
• много игрушек — и вообще, много всего и сразу;
• игрушки, предназначенные для детей более младшего возраста (погремушки и т.д.);
• очень большие мягкие игрушки;
• еду, фрукты;
• лекарства и средства народной медицины;
• фотографии — их лучше принести на следующие встречи, когда у вас будет больше уверенности, что ребёнок к вам поедет. Можно рассказать о своём доме и членах семьи — просто как хорошему знакомому. Без провокационных вопросов вроде «Хочешь ли ты там жить?»

Ребёнок от 3 до 6 лет обычно почемучка. В детском доме все ребятишки имеют ЗПР (задержку психоречевого развития), поэтому к ребёнку нужно относиться как к более младшему. Это связано с отсутствием взрослого, который бы заботился лично о нём, нехваткой любви — и лишь в меньшей степени состоянием здоровья. Дети могут плохо говорить. В этом возрасте как раз хорошо сначала знакомиться и смотреть на то, как дети играют в группе. Или совместно играть во что-то в отдельной комнате, рассматривать картинки (возможно, недолго). А также поддерживать какую-то деятельность — пускать мыльные пузыри, катать машинку и т.д.

Что затруднит контакт:
• громкий голос, неожиданные вскрики, всхлипы;
• полная пассивность взрослого;
• попытки диагностировать уровень развития тестами, вопросами и настрой найти, что в ребёнке не так;
• неожиданные и слишком крепкие объятья, очень близкий контакт;
• контроль;
• испуг взрослого.

Что поможет контакту:
• общение на уровне ребёнка — присядьте так, чтобы малыш увидел и запомнил ваше лицо, а не юбку или брюки;
• белый халат на вас (ребёнок привык, что взрослые их носят);
• запоминающаяся деталь — яркие крупные бусы, серьги, очки, усы;
• настроение поиграть вместе, познакомиться;
• любое совместное занятие;
• игра, в которой взрослый говорит и действует от имени куклы на руку (естественно, не всё время, пока он там находится);
• бережные прикосновения, телесный контакт. Если ребёнок позволяет, обязательно возьмите на коленки, на руки, если нет — не настаивайте, просто посидите рядом и поговорите;
• мобильный телефон или фотоаппарат — можно делать снимки и показывать, но помните, что ребёнок не знает цену вещам. Если он его сломает, то с вашей стороны контакт будет удерживать сложнее;
• желание понять, что испытывает ребёнок, чего хочет.

Знакомимся с ребёнком от 6 до 10–12 лет

Можно взять с собой:
• одну не очень дорогую игрушку-подарок — куклу, плюшевую игрушку небольшого размера, машинку и т.д. Следим за половыми различиями в подарках: котируются «бэби-боны» у девочек и фонарики у мальчиков, но они легко могут передарить их, если имеют другие интересы;
• влажные детские салфетки;
• пакетик сока или бутылочку детской воды;
• фрукты;
• мыльные пузыри;
• книжку-раскраску и фломастеры;
• фотографии вашего города, двора, семьи. Показывайте их так, как будто просто хотите поделиться, рассказать о себе и узнать о новом знакомом — как в поезде. Без провокационных вопросов вроде «Хочешь ли ты там тоже жить?»

Не стоит приносить на первую встречу:
• много игрушек;
• игрушки, предназначенные для детей более младшего возраста;
• очень большие мягкие игрушки;
• слишком дорогие подарки;
• еду и чипсы;
• лекарства и средства народной медицины;
• «геймбой», компьютерные игры.

Младшие школьники, с одной стороны, уже много чего понимают. Но они всё ещё очень наивны и в голове имеют много фантазий, в том числе и на тему происходящего в их жизни. Часто это дети из неблагополучных семей. Им очень нужны новые родители, но они могут долго сохранять лояльность к биологическим родственникам, и с этой темой надо обходиться бережно. Также это уже травмированные «системой» дети, контакт с которыми может отличаться неустойчивостью в силу постоянной смены взрослых вокруг. Лучше приходить в гости на общие мероприятия и знакомиться там. Или приезжать волонтёром. Ребёнок 6–8 лет ещё совсем мал, его характер может меняться в семье. Не надо бояться этого возраста! Также младший подросток уже может ходить в гости, и с ним может быть интереснее, чем с младенцем. Но лучше не говорить о том, что вы подумываете, не оставить ли его навсегда. Поговорите о переезде, когда окончательно решите. После 10 лет требуется согласие ребёнка уже по закону.

Что затруднит контакт:
• полная пассивность взрослого;
• грубость, резкость в поведении;
• когда ребёнка просят спеть песенку, прочитать стишок и т. д., особенно в кабинете директора перед незнакомыми взрослыми;
• сообщение, что пришли потенциальные родители;
• критика, одёргивание;
• неискренность, оценивание;
• расспросы о кровных родственниках и их критика.

Что поможет контакту:
• общение на уровне роста ребёнка, контакт взглядов;
• спокойствие и уверенность взрослого;
• разговоры;
• запоминающаяся деталь во внешности, но постоянство в облике на дальнейших встречах;
• настроение поиграть вместе, познакомиться;
• беседа о том, что актуально для ребёнка, не перетекающая в допрос;
• любая совместная деятельность;
• ваша деликатность — нужно спрашивать, перед тем как дотронуться, погладить или обнять;
• мобильный телефон или фотоаппарат — можно делать снимки и показывать их. Но ребёнок ещё не знает цену вещам. Если он его сломает, то вам будет сложнее удерживать контакт;
• желание понять, что испытывает ребёнок, чего хочет.

Знакомимся с подростком

Что бы вы ни взяли с собой — всё равно всё пойдёт так, как пойдёт. Доверяйте себе, будьте открыты. Ничего не обещайте раньше времени. Пытайтесь подружиться. Думаю, если вы решились дать новый дом подростку, то у вас в запасе много ресурсов — смело используйте их.

Татьяна Павлова, детский и семейный психолог



Данная статья принадлежит к категориям:
     Усыновление    Полезные ресурсы для приемных родителей    Авторские публикации www.deti.zp.ua    



  Контактная информация