Фото: www.4child.ru
Вы будете удивлены узнав, что изменение взаимоотношений гиперактивного ребенка с близким взрослым, и, прежде всего с мамой, позволит достичь сразу нескольких целей:
- обогатить и разнообразить эмоциональный опыт гиперактивного ребенка;
- овладеть элементарными действиями самоконтроля и тем самым несколько сгладить проявления повышенной двигательной активности.
Этому будут способствовать любое действие, любая ситуация, событие, направленные на углубление контактов, их эмоциональное обогащение.
Задачей психологов и педагогов становится изменение отношения близких родственников и прежде всего матери к ребенку, с тем чтобы лучше его понять и снять излишнее напряжения, формирующееся вокруг него.
Матери нужно объяснить, что улучшение состояния ребенка зависит от доброго, спокойного и последовательного отношения к нему.
При воспитании гиперактивного ребенка мать (и другие близкие) должна избегать двух крайностей:
• с одной стороны, проявления чрезмерной жалости и вседозволенности;
• с другой - постановки завышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с излишней пунктуальностью, жестокостью и наказаниями.
Частое изменение указаний и колебания настроений родителей оказывают на таких детей гораздо более глубокое негативное воздействие, чем на других.
Рекомендации родителям
Первая группа рекомендаций относится к поведению близких ребенку взрослых людей:
• Старайтесь, по возможности, сдерживать свои бурные эмоции, особенно если вы огорчены или недовольны поведением ребенка. Эмоционально поддерживайте детей во всех попытках конструктивного, позитивного поведения, какими бы незначительными они ни были. Воспитывайте в себе интерес к тому, чтобы глубже познать и понять ребенка.
• Избегайте категоричных слов и выражений, жестких оценок, упреков, угроз, которые могут создать напряженную обстановку и вызвать конфликт в семье. Старайтесь реже говорить «нет», «нельзя», «прекрати» - лучше попробуйте переключить внимание малыша, сделайте это легко, с юмором.
• Следите за своей речью, старайтесь говорить спокойным голосом. Гнев, возмущение плохо поддаются контролю. Выражая недовольство, не манипулируйте чувствами ребенка и не унижайте его.
Вторая группа рекомендаций касается организации среды и окружающей обстановки в семье.
• Если есть возможность, постарайтесь выделить для ребенка комнату или ее часть для занятий, игр, уединения (то есть его собственную «территорию»). В оформлении желательно избегать ярких цветов, сложных композиций. На столе и в ближайшем окружении ребенка не должно быть отвлекающих предметов. Гиперактивный ребенок сам не в состоянии сделать так, чтобы ничто постороннее его не отвлекало.
• Организация всей жизни должна действовать на ребенка успокаивающе. Для этого вместе с ним составьте распорядок дня, следуя которому, проявляйте одновременно гибкость и упорство.
• Определите для ребенка круг обязанностей, а их исполнение держите под постоянным наблюдением и контролем, но не слишком жестко. Чаще отмечайте и хвалите его усилия, даже если результаты далеки от совершенства.
Третья группа рекомендаций направлена на активное взаимодействие ребенка с близким взрослым, на развитие способности как взрослого, так и ребенка почувствовать друг друга, сблизиться эмоционально.
И здесь совершенно незаменима самая важная для детей деятельность - игра, поскольку она близка и понятна ребенку. Использование же эмоциональных воздействий, содержащихся в интонациях голоса, мимике, жестах, форме реагирования взрослого на свои действия и действия ребенка, доставит обоим участникам огромное удовольствие.
Приемы изменения поведения детей с гиперактивностью можно свести к следующим:
• В своих отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это укрепляет уверенность ребенка в собственных силах, повышает его самоценность.
• Избегайте повторений слов «нет» и «нельзя».
• Разговаривайте с ребенком всегда сдержанно, спокойно, мягко.
• Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
• Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
• Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение).
• Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Время приема пищи, выполнения домашних заданий и сна ежедневно должно соответствовать установленному режиму.
• Избегайте, по возможности, скопления людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках т.д. оказывает на такого ребенка чрезмерно стимулирующее, возбуждающее воздействие.
• Во время игр ограничивайте ребенка одним партнером. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.
• Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
• Предоставьте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезны ежедневная физическая активность на свежем воздухе, длительные прогулки, бег, спортивные занятия, игры.
Двадцать альтернатив наказанию
1. Ищите скрытые потребности.
Например, пока вы ожидаете своей очереди, дайте ребенку во что-то поиграть.
2. Дайте информацию и объясните причины. Например, если ваш ребенок разрисовал стену, объясните ему, почему рисуют только на бумаге.
3. Ищите скрытые чувства.
Признавайте, принимайте и выслушивайте чувства.
Например, если ваш ребенок бьет младшую сестренку, побудите его выражать свой гнев и ревность способами, не причиняющими боль другим (бить подушку, рвать бумагу).
4. Измените окружающую среду.
Иногда это легче, чем пытаться изменить ребенка.
Например, если ваш ребенок постоянно вынимает вещи из кухонных шкафов, закройте их так, чтобы он не мог открыть (есть специальные приспособления).
5. Найдите приемлемые альтернативы.
Направьте поведение вашего ребенка в другое русло.
Например, если вы не хотите, чтобы ваш ребенок строил крепость в столовой, не говорите только «нет». Скажите ему, где он может строить ее.
6. Покажите ребенку, как вы хотите, чтобы он себя вел.
Например, если ваш ребенок тянет кота за хвост, покажите ему, как погладить кота. Не полагайтесь на одни слова.
7. Желательно давать выбор, а не указания. Принятие решения укрепляет детей; указания вызывают противодействие.
Например, «Ты хочешь почистить зубы до или после того, как наденешь пижаму?»
8. Идите на маленькие уступки.
Например, «Я разрешаю тебе не чистить зубы сегодня вечером, потому что ты сильно устал».
9. Дайте время на подготовку.
Например, если вы ожидаете к ужину гостей, скажите ребенку, как вы хотите, чтобы он себя вел. Будьте конкретны. Ролевая игра может помочь подготовить детей к возможным сложным ситуациям.
10. Позвольте случиться тому, что должно случиться (когда это возможно).
Не слишком оберегайте и исправляйте.
Например, ребенок, который не повесил свой купальный халат и полотенце, может найти их назавтра все еще влажными.
11. Сообщайте ваши собственные чувства.
Дайте детям знать, как их поведение влияет на вас. Например, «Я очень устаю от собирания крошек в гостиной комнате».
12. Применяйте действие, когда это необходимо. Например, если ваш ребенок хочет упрямо бегать по улице во время совместной прогулки, держите его за руку (при этом объясняя опасности).
13. Держите вашего ребенка.
14. Удалите ребенка из конфликтной ситуации и останьтесь с ним.
Используйте это время, чтобы выслушать, разделить чувства, поддержать и разрешить конфликт.
15. Делайте вместе, играйте.
Много конфликтных ситуаций можно превратить в игру. Например, «Пока мы убираем, давай представим, что мы семь гномов».
16. Разряжайте конфликт со смехом.
Например, если ваш ребенок сердится на вас, предложите ему выплеснуть свою злость в подушечной войне с вами. Играйте вашу роль, драматично сдаваясь. Смех помогает высвободить гнев и чувство беспомощности.
17. Заключайте сделку, ведите переговоры. Например, если вы готовы уйти с игровой площадки, а ваш ребенок все еще хочет играть, договоритесь, сколько раз он может спуститься с горки перед уходом.
18. Принимайте обоюдное решение конфликта.
Обсудите с ребенком нынешнюю конфликтную ситуацию, заявите о ваших собственных потребностях и попро¬сите его помощи в поиске решения. Вместе установите правила. Ведите семейные встречи.
19. Пересмотрите ваши ожидания.
Маленькие дети обладают сильными чувствами и потребностями, и поэтому для них естественно быть шумными, любопытными, неряшливыми, упрямыми, нетерпеливыми, требовательными, творческими, забывчивыми, пугливыми, эгоистичными и полными энергии. Постарайтесь принимать их такими, какие они есть.
20. Делайте себе перерыв.
Выйдите из комнаты и сделайте то, что поможет вам восстановить самообладание и ровное суждение (например: позвоните другу, поплачьте, помедитируйте, примите душ).