Детские дома и интернаты Запорожья

Социальные сироты: переживание горя и потери

Разлука с семьей, даже неблагополучной, - утрата и горе для ребенка (Из семинаров детского психолога)

Автор: Мария Капилина, www.miloserdie.ru
Опубликовано: 2010-05-26 14-50-00  Просмотров: 3045




Разлука с семьей, даже неблагополучной, - утрата и горе для ребенка. Дети, теряющие семью, узнают об этом слишком рано. Эта травма оказывает разрушительное воздействие на все уровни жизни - физический, психологический, социальный.

Переживание горя – достаточно длительный процесс (около года), у каждого он протекает и проявляется по-своему, однако структура, последовательность стадий – общая для всех людей независимо от возраста, пола и культурной принадлежности.

Основная сложность при работе с детьми состоит в том, что у них нет моделей поведения в скорби, они не знают, что должны делать и чувствовать. Кроме того, их опыт не позволяет понять, что утрата означает полную перемену жизни, отсутствие изо дня в день и навсегда того тепла и защиты, которые давали отношения с ушедшим человеком (или людьми). Облечь свои переживания в слова дети тоже не могут. Они как бы «замирают», и их поведение может выглядеть таким же, как всегда – что сбивает с толку взрослых, ошибочно полагающих, что «дети не понимают» или «им все равно».

Поэтому мы вначале приведем обычную последовательность переживания горя, а затем подробно остановимся на особенностях переживаний детей, перемещенных из семьи в учреждение или приемную семью.

По изменению силы чувств и степени контроля над ситуацией процесс переживания горя подразделяют на следующие стадии:

1) Начальная (шок) – Оцепенение, тревога, отрицание. Кратковременная стадия, когда ошеломление нарушает восприятие реальности, происходит своего рода «отключение» чувствительности – эмоциональной и физической. Длится от нескольких минут до 2-3 недель. В это время защитная реакция психики – «диссоциации» не дает человеку чувствовать душевную боль, но характерны вегетативные реакции тревоги: сердцебиение, напряжение мышц, потение, сухость во рту, нарушения сна и аппетита, желудочные расстройства. На интеллектуальном уровне возникают реакции отрицания («не верю», «может, он оживет», «ничего не случилось»): человек уже знает, но не в состоянии понять, как такое могло произойти. Повышенный мышечный тонус может приводить к гиперактивности как к форме отрицания: изменение физического состояния (убегание, драки, алкоголь, наркотики и т.п.). позволяет избежать психической нагрузки.

Если человек «застрял» на стадии отрицания более 3-6 месяцев, требуется помощь специалистов.

2) Острая (дезорганизация) – Амбивалентность. Боль и отреагирование. Поиск. Агрессия. Отчаяние. Утомление. Нарушения регуляции деятельности. В этой фазе горе обрушивается на человека всей тяжестью. Чем большее место в жизни занимал потерянный человек, тем труднее в этот период, длящийся от 2-х месяцев до года. Возникают сильные тоска и муки, связанные с необходимостью отказаться и желанием удержать привязанность. В человеке как бы борются две реальности: реальность любви и реальность смерти. Боль и попытки ее утолить вызывают специфическую реакцию поиска:

• постоянные всепоглощающие мысли об ушедшем;
• поиск мест его бывшего присутствия и ожидание возможной встречи в какой-либо форме;
• нецеленаправленная беспокойная деятельность («занять время ожидания»).

Постоянное столкновение надежды с реальностью утраты постепенно подтверждает ее бесповоротность. Протест против потери, против вызванной этим боли, гнев на ушедшего, поиск «виноватых» и причин происшедшего, враждебность к тем, кто пытается помочь и ненависть к себе – характерные признаки подстадии острого аффекта.

Очевидно, что эффективно работать и учиться в это время невозможно. Расстройство деятельности отмечается также в быту, страдают не только высшие психические функции – мышление, внимание, память – но и физические процессы на уровне нарушения автоматизмов.

Затем наступает спад эмоционального напряжения, изнеможение и апатия:

• снижение физической активности (упадок сил);
• мотивационные нарушения (все теряет смысл по сравнению с горем);
• интеллектуальные проблемы (аффект тормозит интеллект)

В эмоциональном плане изнеможение выражается депрессией, утратой интереса к жизни, незащищенностью и безнадежностью.

Сочетание отчаяния и утомления может привести к появлению мыслей о самоубийстве как способе покончить с болью и воссоединиться с ушедшим.

Если на стадии шока важна физическая забота, то на стадии острого горя необходимо находится рядом с человеком, оказывать эмоциональную поддержку (в т.ч. возможна работа с медиками и психологами) и помощь в организации дел. Если адаптация к потере не происходит более года, и признаки острого горя не смягчаются, участие специалистов становится обязательным.

3) Утихающая (реорганизация) – Восстановление. В это время происходит свыкание с потерей: человек способен вновь войти в жизнь, которая принимает в расчет утрату, но не заполнена ею целиком. Важное найти смысл утраты, чтобы соотнести ее со своим пониманием жизни, Бога или добра. Человек осознает, что наихудшее уже случилось, принимает это и теперь снова готов жить и расти – с памятью об ушедшем и ради него.

Признаки реорганизации:

• меньше слез;
• возврат физической активности и интереса к жизни;
• сосредоточение на настоящем и будущем, а не на прошлом;
• появление положительных эмоций, повышение эмоциональной экспрессии;
• восстановление самооценки;
• чувство защищенности.

Способность ребенка справляться со стрессом зависит от следующих факторов:

- социальное и эмоциональное благополучие ребенка в момент травмы;
- опыт привязанности и близких отношений с другими взрослыми;
- присутствие и забота близких ребенку людей в момент травмы;
- индивидуальная динамика переживаний и способы отреагирования.

Способы отреагирования и снятия напряжения в стрессе:
(по Мерфи и Мориэ)

1) удаляться в безопасное место;
2) отойти от окружающих на некоторое время, чтобы «прийти в себя»;
3) использовать различные приемы для успокоения самого себя;
4) отреагировать с помощью символических игр и фантазии;

Личностные характеристики, помогающие пережить стресс:

• активность и самостоятельность ребенка
• самоуважение и вера в себя
• уживчивость и способность обращаться за помощью, когда это необходимо
• гибкость и способность приспосабливаться к новому
• ответственность за кого-то, кроме себя





  Контактная информация