Виолы Тарасовой">
Детские дома и интернаты Запорожья

История усыновления: вторая часть

Краткий очерк по истории усыновления в России и США: конец 19 - 20 век

Автор: Составление и перевод Виолы Тарасовойdeti.zp.ua
Опубликовано: 2010-08-31 11-00-00  Просмотров: 7694  
Оставить комментарий



Фото с сайта www.rfdesigns.org

Усыновление в России и СССР

В России, не смотря на различные запреты, с конца 19 века начинают появляться детские учреждения, предназначенные для осиротевших детей. Они возникают главным образом за счет частной благотворительности. Причем их создателями становятся преимущественно церкви, монастыри. Первый светский приют был открыт в России в 1837 году при Демидовском доме "призрения трудящихся" для дневного надзора за детьми, которых оставляли матери, идущие на заработки. Со временем таких приютов становится все больше и больше. Поэтому для руководства над ними в 1838 году создается Комитет главного попечительства, а в 1839 году разрабатывается "Положение о детских приютах". К этому времени постепенно на смену "тайному приему" приходит так называемый явный. Для него характерно предъявление при устройстве документов матери и ребенка, установление действительной материальной несостоятельности женщины. Ей оказывалась такая поддержка, которая снимала проблему устройства ее ребенка. В противном случае нередко мать принималась в приют вместе с ребенком и служила в нем кормилицей. Со временем, когда она уходила отсюда со своим ребенком, ей продолжали выплачивать на него пособие, например, 30 копеек в день в течении первого года. 20 копеек в сутки на втором году жизни ребенка, затем выдача пособия прекращалась.


Грибков С. И. "У дверей приюта" 1874

Дальнейшее экономическое развитие России не могло не сказаться на проблемах, связанных с устройством детей и во второй половине 19 века. Государство стало устройство сирот перекладывать на организации, в ведении которых находились отдельные группы населения. В крепостной России попечение о детях-сиротах было распределено между отдельными владельцами и ведомствами. Они и то должны были "тщись" о своих поданных. По идее, поэтому, не могло быть детей брошенных, так как о каждом заботилось то учреждение, к которому они были приписаны. Когда, например, речь шла о детях, просящих милостыню, вопрос слушал Николаевский комитет. Он разбирал это дело "по состоянию" этих детей. Детей помещичьих крестьян под расписку отдавали помещикам, детей государственных крестьян вручали местному старосте, солдатских детей препровождали в роту кантонистов и т.д.

Если неизвестно было, чей это ребенок, его записывали в мещанское сословие.

Само собой разумеется, что вся деятельность по устройству осиротевшего ребенка в детское учреждение определенным образом регламентировалась. Для Московского и Санкт-Петербургского Воспитательных домов существовали, например, с 18 декабря 1890 года Временные правила о приеме младенцев. Вскоре - в 1894 году они были заменены правилами постоянными, действовавшими до октября 1917 года.


Воспитательный дом в Москве

Разнообразие на местах форм и видов призрения осиротевших детей, деятельности по его осуществлению предопределялось и тем, что всюду действовали свои Положения, Правила, Уставы, имеющие как много общего, так и специфического. Все это свидетельство имеющего место во второй половине девятнадцатого века поиска путей более совершенной охраны подлежащих призрению детей. Так, в 1872 году в Москве организуется общество охраны детей, просящих милостыню. Чуть позже, в 1889 году в Москве появляется первое общество защиты детей, 28 объектом внимания которого естественно становятся и дети-сироты. Возникает специализация разных обществ: "Общество защиты детей от жестокого обращения", "Детские ясли", "Общество спасения падших девушек", "Капля молока" и др. Многие из них иначе занимались охраной детей, нуждающихся в общественном призрении.


Василий Калистов "Ревизия питомцев воспитательного дома" 1866

На заре ХХ века в широких кругах европейского общества было принято называть грядущее столетие "веком ребенка". Но всякие иллюзии на этот счет очень скоро исчезли. Первая мировая война принесла детскому населению России физические и нравственные страдания, разрушение семей, гибель родителей, голод и нищету в огромных масштабах. Усугубил положение ребенка и октябрь 1917 года. Миллионы обездоленных сирот, согнанные с постоянного места жительства, массы беженцев с малолетними детьми, расстройство правильного обучения детей в школах, их подорванное длительными лишениями здоровье - такова неприглядная картина первых лет существования государства так называемой новой формации. Для полноты картины можно добавить такой факт как вовлечение десятка тысяч детей разного возраста в непосильный для них труд, что наполнило еще неокрепшую детскую психику нездоровыми переживаниями военных страстей и спекулятивного ажиотажа.

После революции 1917 г., когда молодая советская республика столкнулась с массовым сиротством и беспризорностью, основной (если не единственной) формой устройства стали государственные детские дома. В 1918 году все дети были объявлены государственными и до 1989 года расширялась сеть разнообразных форм детских домов. Все дети молодой России признавались детьми государства и находились под его защитой.

В те годы шел активный поиск форм устройства осиротевших детей, хотя и эти поиски не выходили за рамки интернатного учреждения: детские коммуны, городки, трудовые колонии, пионердома. В 50-е годы Н.С. Хрущев провозгласил, "интернат - лучшая форма детских домов", и в нашей стране увеличилось заметно количество интернатов для детей-сирот. Однако к середине 30-ых годов все формы устройства детей-сирот были сведены к единообразию - детским домам. После войны, в 1945 г., было создано более 650 детских домов для детей, которые в войну потеряли родителей. В те годы в детских домах находилось более 600 тысяч детей по СССР, а в России - 400 тысяч детей.

В годы Великой Отечественной войны был возрожден институт опеки и патроната, который был отменен в первые годы советской власти. В 1936 году вновь появился термин "патронат", который напрямую связан с принятием ВЦИК и СНК РСФСР постановления "О порядке передачи детей на воспитание (патронат) в семьи трудящихся". Институт опеки и патронатной семьи активно развивался в годы Великой Отечественной войны. В 1942 году на патронате находилось 37 490 детей. Только по официальным данным в России в конце войны насчитывалось 678 тысяч детей, оставшихся без родителей. Из них 278 тысяч (41%) находились в семьях, заменивших родительскую. В 1943г. был принят специальный Приказ Наркомпроса о передаче сирот рабочим и колхозникам на патронат по договору, с выплатой зарплат и пособий детям. К сожалению, патронатное воспитание не вошло впоследствии в законодательство о браке и семье.

С 1960 г. стали активно внедряться школы - интернаты для детей - сирот. Многие школьные детские дома были преобразованы в школы - интернаты.

История усыновления в США


Сестра Ирен из Нью-йоркской благотворительной больницы с детьми

Следующая стадия развития усыновления США относится к периоду молодого государства. Быстрая иммиграция и последствие американской гражданской войны привели к беспрецедентному переполнению приютов и домов для подкидышей в середине девятнадцатого века. Чарльз Лоринг Брейс, министр протестант, был потрясен легионами бездомных бродяг, бродящих по улицам Нью-Йорка. Брейс полагал, что оставленная молодежь, особенно католики, была самым опасным элементом, бросающим вызов городу.

Принятое им решение было обрисовано в общих чертах в «Лучшем методе избавления от наших нищих и бродячих детей» (1859), с которого началось движение Сиротского Поезда.

Сиротский поезд был общественным экспериментом, с помощью которого дети из переполненных прибрежных городов Соединенных Штатов транспортировались на Средний Запад страны для усыновления. Сиротские поезда существовали между 1854 и 1929, перемещая приблизительно 200 000 осиротевших, оставленных или бездомных детей. В то время, когда началось движение сиротского поезда, считалось, что на улицах Нью-Йорка жили 30 000 бродячих детей.

Два благотворительных учреждения, Детская Благотворительная организация (основанная Чарльзом Лорингом Брэйсом) и Нью-йоркская Больница Подкидыша, настроились помочь этим детям. Эти два учреждения развивали программу, по которой бездомные городские дети были размещены в дома по всей стране. Дети транспортировались в их новые дома на поездах, которые были в конечном счете маркированы “сиротскими поездами.” Этот период массового переселения детей в Соединенных Штатах признан началом зарегистрированного воспитания в приемной семье в Америке.


Сиротский поезд

Сиротский поезд, в конечном итоге отправил приблизительно 200 000 детей из городских центров Востока к национальным сельским областям. В основном дети принимались на условиях договора, а не усыновлялись семьями, которые брали их. Таким образом, некоторые дети были воспитаны в качестве членов семьи, в то время как другие использовались как сельскохозяйственные рабочие и домашние слуги.

Внушительный объем переселений — наибольшая миграция детей в истории — и степень возникшей эксплуатации положили начало создания новых агентств и возникновению ряда законов, которые активизировали меры по усыновлению, а не заключению контракта. Важный признак этого периода - закон об усыновлении Миннесоты (1917), который передал под мандат исследование всех размещений и ограничил количество вовлеченных в усыновление.

Во время того же самого периода Соединенные Штаты охватило Прогрессивное движение с критической целью прекратить существование преобладающей системы приютов. Кульминация таких усилий пришла с первой конференцией Белого дома по «Заботе о Зависимых Детях», названной так президентом Теодором Рузвельтом в 1909, в которой сообщалось, что ядро семьи представляет собой "самый высокий и самый прекрасный продукт цивилизации” и больше всего является в состоянии служить первичным смотрителем для оставленных и осиротевших. Уже в 1923 только два процента детей, лишенных родительской опеки, находились в приемных домах. Меньше, чем сорок лет спустя, почти одна треть таких детей находилась в приемных домах.

Однако популярность евгенических идей (Евгеника (с греч. — «хорошего рода», «породистый») — учение о селекции применительно к человеку, а также о путях улучшения его наследственных свойств. Учение призвано бороться с явлениями вырождения в человеческом генофонде) в Америке ставила препятствия росту усыновлений. Существовала глубокая озабоченность генетическим качеством незаконных и нищих детей, возможно, лучше всего иллюстрируемая влиятельными письмами Генри Х. Годдарда, который выступил против усыновления детей неизвестного происхождения, говоря:

«Теперь случается, что некоторые люди интересуются благосостоянием и высоким развитием человеческого рода; но, не принимая во внимание тех исключительных людей, все отцы и матери интересуются благосостоянием их собственных семей. Самая дорогая вещь для родительского сердца – это сделать так, чтобы дети удачно женились и выходили замуж, и создали благородную семью. Насколько недальнозоркие в таком случае семьи, когда принимают в свою среду ребенка, родословная которого абсолютно неизвестна; или если частично и известна, то велика вероятность, что это плохая и больная наследственность, и что, если бы брак должен иметь место между тем человеком и каким-нибудь членом семьи, ухудшится качество потомства».

Такая нацистская евгеническая политика вызвала резкое противостояние и необходимость изменить отношение к усыновлению.


Фото с сайта www.rfdesigns.org

Период 1945 – 1974 отмечен стремительным ростом и принятием усыновления как средства построения семьи. Количество незаконно рожденных увеличилось втрое после Второй Мировой Войны в следствие изменения сексуальных нравов. В таких условиях было решено, что именно усыновление станет очевидным решением для не состоящих в браке матерей и для бесплодных пар.

Все вместе, эти тенденции привели к новой американской модели усыновления. Американцы упраздняли права биологических родителей, делая приемных родителей новыми родителями в глазах закона. Были добавлены два новшества: 1) усыновление должно было гарантировать "насущные интересы ребенка;" и 2) появилась тайна усыновления, которую ввел Чарльз Лоринг Брэйс для предотвращения возвращения отправленных Сиротским поездом. Брейс боялся влияния родителей, в целом, и их католической религии в частности на молодежь. Традиция тайны усыновления была продолжена более поздними Прогрессивными реформаторами.

В 1970 число усыновлений в Соединенных Штатах достигло максимума. В последующие же годы наблюдалось снижение количества усыновленных детей. Как ни странно, сегодня усыновление намного более обсуждаемо в обществе, но менее распространено.

Статья подготовлена по материалам http://en.wikipedia.org и www.usynovite.ru



Данная статья принадлежит к категориям:
     Авторские публикации www.deti.zp.ua    Усыновление    Опека / попечительство    О сиротах    



  Контактная информация