Детские дома и интернаты Запорожья

Недетский опыт детей из приемных семей Запорожской области: чем могут помочь взрослые?

Прошли завершающие семинары 1-го этапа проекта правовой помощи детям-сиротам и приемным семьям Запорожской области.

Автор: Николай Колодяжный, www.deti.zp.ua
Опубликовано: 2017-11-17 21-00-00  Просмотров: 806




Необычной стала завершающая поездка первого этапа нашего проекта. До этого доводилось слышать о проблемах приемных семей в сельских районах от родителей. Но картина была бы не полной, если бы мы не послушали мнение тех, для кого и создаются приемные семьи. Самих детей. Поэтому в Вольнянске большую часть времени провел на встрече с ними.

Предпоследней поездкой в первом «туре» проекта правовой помощи приемным семьям Запорожской области стало посещение Мелитополя. Проблемы, с которыми здесь сталкиваются приемные семьи – во многом типичные. Порядок принятия детей в приемную семью. Взаимоотношения приемных детей с биологическими родителями. Большая часть вопросов – на тему обеспечения жильем детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки. Закрепление за детьми права пользования жильем биологических родителей. Постановка на учет на право получения социального жилья. Лариса Зенцова, эксперт проекта, в очередной раз подробно и терпеливо объясняла родителям права их подопечных, и шаги, которые необходимо предпринять, чтобы эти права детей реализовать.

Во время встречи с приемными семьями Вольнянска большую часть решил быть на работе специалистов с детьми. Ведь дети – это зеркало общества. Своей искренней непосредственностью они показывают то, что взрослые пытаются скрыть. Они говорят то, что лежит у них на сердце. Транслируют то, с чем сталкиваются. И эта встреча запомнилась особенно.



Команда проекта приготовила детям очень интересную и познавательную игру. В которой дети сначала в непринужденной форме рассказали о проблемах, с которыми сталкиваются. А потом получили и психологические, и методические советы в решении этих проблем.

Вначале тренер Виктор Преподобный предложил детям представить себя в роли депутатов парламента, и придумать любые законы, которых, по мнению детей, не хватает для них и для их сверстников в приемных семьях.

Дети в процесс включились охотно и живо. Парни ломали головы над тем, как сделать все для детей бесплатно. Проживание. Отдых летом. Девушки на первое место поставили вопрос обеспечения детей жильем. Также побеспокоились о бесплатной медицинской помощи. Получению которой, по мнению детей, мешает коррупция. Говорили о необходимости материальной помощи приемным семьям, о возможности бесплатно получать высшее образование. Звучали и вполне рациональные критические замечания. К примеру, если всё приемным семьям будет предоставляться бесплатно, то кто в итоге за это «всё» будет платить? По вопросу предоставления жилья тоже логичная мысль прозвучала: помогать приемным семьям приводить в порядок заброшенное либо недостроенное жилье.



Одним из главных вопросов, которые поднимали дети, было получение образования. «Если сирота не выучится, не пойдет работать, то он всю жизнь будет жить на пособие», резонно высказывались юные участники тренинга. Потому предлагают создавать условия, которые будут обеспечивать поступление детей-сирот в вузы. Через прохождение вне конкурса, либо, к примеру, через организацию для них дополнительных занятий по подготовке к сдаче тестов и экзаменов.

Все это законотворчество было не случайным. Во второй части тренинга, которую проводила прекрасный эксперт по правам приемных семей Лариса Зенцова, дети получили информацию, какими реальными возможностями из тех, которые они для себя хотели бы, они уже обладают. Оказалось, что по очень многим пунктам у них уже есть и права, и льготы, и пособия, и так далее. Нужно лишь их хорошо знать, и уметь добиваться реализации своих прав на практике. К примеру, ребенок-сирота имеет право зарегистрироваться в очередь на получение социального жилья. Право на первоочередное зачисление на бюджетную форму обучения в учебных заведениях. Право на социальную стипендию и на материальную помощь. На оздоровление и лечение за счет бюджетных средств.

Особенно Лариса Зенцова акцентировала внимание юных участников тренинга на праве обеспечения социальным жильем. В первую очередь обращала на это внимание подростков. «Напоминайте своим родителям, чтобы они поставили вас на учет на право получения социального жилья. Чтобы если такая возможность реально появится, вы не потеряли ее из-за невыполненной формальности», сказала эксперт.




Одним из элементов тренинга для детей было упражнение «прием у чиновника». Несколько детей изображали свои семьи, а несколько – сотрудников условной государственной инстанции. Задачей «приемной семьи» было поставить ребенка на квартирный учет, а задачей «чиновников» - под любым предлогом на квартирный учет ребенка не взять. И должен признать, что в последнем участники игры преуспели.

Дети продемонстрировали все «богатство» чиновничьих «отмазок», с которым сталкивается рядовой посетитель бюрократических кабинетов. «У нас сейчас перерыв». «Вам нужна подпись Ивана Ивановича, а он сейчас в отпуске». «У вас справки не хватает». «Я только первый день на работе после отпуска, зайдите через несколько дней». «Просто нужно немного подождать». И так далее, и тому подобное. Хотя со стороны это выглядело даже немного забавно... Но если проанализировать увиденное, то становится не очень весело. Это означает, что даже в своем юном возрасте эти дети и их семьи уже неоднократно сталкивались с равнодушием и противодействием бюрократической машины. Которая в теории создана, чтобы таким детям, прежде всего, помогать.

Тренер Виктор Преподобный помогал детям разбираться в ситуациях такого чиновничьего противодействия. Как реагировать. Что отвечать чиновникам. Как настоять на своем. Главное, что он старался заложить в пока еще формирующиеся сознания – что они обладают целым рядом прав, и имеют право, и юридическое, и моральное, свои права отстаивать. По словам самих юных участников тренинга, по крайней мере психологически они теперь настроены на то, чтобы свои права защитить. А нужные знания и навыки с опытом придут.



В завершении тренинга задал я детям вопрос, который темы обучения не касался. Но который важен для преодоления одного встречающегося в обществе стереотипа. Стереотипа о том, что интернат способен создать для ребенка полноценные условия для жизни и роста. «Ребята, ведь сейчас в интернатах создаются отличные условия. Мебель. Телевизоры. Ремонты в комнатах. Не во всех семьях такое есть. Так где лучше, в семье или в интернате?» Среди детворы было человек семь, попавших в семьи из интернатов. «В семье все равно лучше», отвечает мне все. «Так а что есть такого в семье, чего нет в интернате?», уточняю у мальчугана лет девяти. Паренек смотрит мне серьезно в глаза и отвечает: «В семье есть любовь».

И в этом - ответ всем тем, кто считает, что лучшее, что они могут сделать для детей-сирот – это освоить очередные бюджетные миллионы на очередном ремонте очередного интернатовского корпуса. Нет, дорогие товарищи. Лучшее для ребенка – это сохранить любящую семью, или, если это невозможно, помочь создать новую.

Правда, бюджетные миллионы на этом сложнее осваивать. Но это уже немного другая история. До которой мы со временем тоже доберемся.



Ответ на вопрос, вынесенные в заголовок, прост: помочь детям-сиротам обретать новые семьи и помогать развиваться этим семьям. А не ставить палки в колеса на всех этапах, от перехода ребенка из интерната в приемную семью до оформления законных пособий и льгот. И тогда таких недетских опытов чиновничьего равнодушия и противодействия в их жизнях будет меньше. И больше – полагающегося счастливого радостного детства.

А команда проекта продолжает работать. Теперь на очереди – обобщение собранных в ходе поездок по региону вопросов и ответов на них. Подготовка методического пособия. И новый тур встреч с приемными семьями в районах области. Для которых команда проекта становится уже не просто наставниками, а единомышленниками и хорошими друзьями.



Здійснено в рамках проекту за підтримки Фонду сприяння демократії Посольства США в Україні. Погляди авторів не обов'язково збігаються з офіційною позицією уряду США. / Supported by the Democracy Grants Program of the U.S. Embassy in Ukraine. The views of the authors do not necessarily reflect the official position of the U.S. Government.




  Контактная информация