Детские дома и интернаты Запорожья
 
Города Запорожской области.

ЗАПОРОЖЬЕ (1770) 820 т.ж. (2001 г)

Город, административный, экономический, научный и культурный центр Запорожской области. Один из крупнейших центров металлургии на Украине. Вотчина генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Ильича Брежнева. До 1921 — Александровск. Расположен на обоих берегах Днепра.


Плотина ДнепроГЭСа

История.

На протяжении 15-18 вв. хозяевами в этих землях были украинские запорожские казаки. Одним из первых мест сосредоточения на юге беглых крепостных крестьян и центром казачества стал остров Хортица, разделяющий реку на два рукава, своеобразная природная крепость. Возникновение города связано со строительством Днепровской линии укреплений. Одно из семи оборонительных сооружений, заложенных в конце августа 1770 в устье реки Московки в честь командующего 1-й армией князя Александра Голицына, назвали Александровским. После утраты своего значения в линии обороны крепость в 1798 ликвидируют. Предполагалось, что город быстро вырастет как торговый центр на водном пути, однако этого не произошло, темпы роста долго были невелики. После реформы 1861 здесь основывается несколько промышленных предприятий. В 1873 его соединяют железной дорогой с Москвой, а еще через два года — с Крымом. В конце 19 в. Александровск становится одним из основных центров с/х машиностроения на Украине. В 1932 была запущена Днепровская ГЭС. Образовавшееся водохранилище затопило пороги на Днепре, что открыло по реке сквозное пароходство.


Вид на Днепр с заводской трубы.

География.

От Москвы до Запорожья – 1000 км, от Симферополя – 380 км, от Днепропетровска – 90 км. Расположен город на Иерусалимском меридиане (долгота между 35 град 13,5 мин и 35 град 14 мин). На последнем сосредоточены Иерусалим времен Иисуса Христа с Храмовой Горой, мусульманский «Храм скалы», Священная гора на Карадаге, погост Кижи.

В городе два ж/д вокзала. Главный – Запорожье-1. (Тел. справочной - 005). Вокзал круглосуточный – ночью поездов больше, чем днем. Большое количество поездов, идущих в Крым, особенно летом. Общие вагоны есть только в нескольких поездах: Ясиноватая-Одесса (через Запорожье-2), Запорожье–Одесса, Минск–Симферополь, Запорожье–Бердянск, Москва–Бердянск (только до Бердянска), Запорожье–Киев (до Кривого Рога), Запорожье–Львов (до Никополя). В дешевый ночной поезд на Бердянск проводники всех берут и без билета, т.к. на этой ветке после Полог отсутствуют пригородные. Стоимость проживания в 4-местном номере в комнате отдыха – 15 грн/чел/сутки. Криминогенная обстановка здесь и в целом по городу относительно спокойная. Пригородные поезда из бывших плацкартных вагонов ходят на Энергодар и Пологи, на остальных линия – электрички ЭР-1.

Вокзал Запорожье-2 обслуживает электрички никопольского и синельниковского, поезда пологовского направлений. Интересно, что ветка на Кривой Рог была электрифицирована в 1935 г., одна из первых в Украине. От Запорожья-1 ехать транспортом до пл. Свободы или пл. Советской и 10 мин идти вверх.

Аэропорт малодеятелен. Есть рейсы на Киев, редко – на Москву, Ереван, Симферополь. Центральный автовокзал недалеко от ж/д вокзала. (1 остановка или 15 мин пешком). Работает круглосуточно. Имеется междугородний переговорный пункт. Порождает множество автобусов. Рейсы имеются также и ночью. Наибольшее количество автобусов и маршруток – на Днепропетровск (через каждые 20-30 мин, 8 грн.), Бердянск (15.5 грн). Интересно, что цена билета на микроавтобус, в отличие от их городских братьев, такая же, как и на автобус. Льгот студентам нет нигде . Есть еще две пригородные автостанции возле крупных рынков. АС №3 (ул. Жуковского,15) отправляет автобусы в районные центры и села левобережной части Запорожской области. Большинство – в Вольнянский, Новониколаевский и Ореховский районы. Многие рейсы ежедневны; в некоторые села – 1-2 раза в день несколько дней в неделю. Обслуживают рейсы, в основном, жесткие ЛАЗы. Небольшой зал ожидания при кассах работает только днем; всегда полный пенсионеров. АС №2 (ул. Рекордная, 37) порождает рейсы на правый берег Днепра; в Запорожский район и прилегающие регионы Днепропетровской области. Общее число рейсов невелико, наиболее часты – на с. Беленькое. Также почему-то отсюда имеются 2-3 маршрута в левобережные села Терновка и Ульяновка (там есть хорошие места на берегу Днепровского вдхр.). Есть несколько дальних рейсов (Днепропетровск). Здесь зал ожидания побольше. После 5-6 часов вечера деятельность на обоих автостанциях прекращается. Цены на билеты умеренные: около 5 коп/км.

Речных портов два. Порт им. Ленина летом (чуть выше ДнероГЭСа) порождает дачные катера в заливы Днепровского водохранилища. Отправление около 7 утра, прибытие назад – в 19 часов. Самые дальние доходят с. Новоалександровки и с. Круглик (около 20 км). Билет – около 3 грн. Большую часть огромного 2-этажного вокзала сейчас арендуют различные фирмы. Речной вокзал (ниже плотины) отправляет ежедневно 3 рейса в 6-00, 9-00 и 17-30 на правый берег Днепра, в с.Разумовку. Более долгих рейсов нет, хотя до начала 90-х годов ходило много ракет в Днепропетровск, Херсон, Одессу, Киев и др. города. От обоих портов ходят прогулочные катера через шлюз и вокруг острова Хортицы. Билеты на них значительно дороже. Также в Запорожье, на пристань центрального пляжа (бульвар Шевченко), часто заходят большие круизные теплоходы с иностранцами. Ходят и баржи, часто портом приписки является Херсон.

Городской транспорт – автобусы, трамваи, троллейбусы (все по 50 копеек). Множество маршрутных такси. Их неприятное отличие от др. городов – стоимость проезда в 2 раза выше, чем в транспорте (в основном, 1 грн). Электротранспорт ходит не очень часто, но стабильно, в том числе и вечером. Трамваи – чехословацкого производства. К сожалению, отцы города после долгих дебатов приняли решение об уничтожении трамвайного движения на проспекте Ленина. В марте 2004 г. начали демонтаж 4 км путей. Автобусы вечером редки, в отдаленные районы (Бабурка) почти не ходят.

Связь.

В городе достаточно новых синих телефонов-автоматов, работающих от всеукраинских чип-карточек. Но их главная особенность – 12 бесплатных секунд в 2003 г. была отменена. Шаровых теперь нет совсем, но отсчет ведется по 15 секунд. Цена 90-минутной карточки 5 грн 40 коп. Есть также большие аппараты без дисплеев, тоже по карточкам. Телефонов, работающих от жетонов или монет, нет. Вечером и по выходным намного дешевле звонить с переговорных пунктов по авансовой системе. Главпочтамт – на пл. Октябрьской. Наиболее дешевым средством связи становится e-mail: из отделений Укртелекома можно посылать сообщения по тарифу 1 коп/слово. Тарифы в интернет-кафе – 4 грн/час.

Достопримечательности.

Самый длинный в Европе проспект Ленина – около 11 км. Пролегает от вокзала Запорожье-1 до плотины ДнепроГЭСа. Является, конечно, и главной улицей. Исторический центр – от ул. Анголенко (тут находится центральный рынок) до пл. Пушкина. Это – «старый город». Здесь появилось первое селение. «Новый город» – от ул.Горького до пр.Металлургов, он отделен от «старого» километровой дамбой через реку Капустянку. Ее называют «Красной речкой» из-за цвета, приобретаемого ею в результате промывки водою железной руды.

Краеведческий музей – от театра Щорса вверх один квартал (ул.Чекистов,29). Работает 9.00–17.00, вых.: вс, пн. Художественный музей (ул.40 лет Сов.Украины,76-б) – недалеко от цирка (ост. универмаг "Украина"), 10.00–17.00, вых.: вс, пн. Музей истории запорожского казачества – на острове Хортица. (9.00–16.00, вых.: пн). Во всех музеях есть, что посмотреть. В художественном часты приезжие выставки. Цены низки – в пределах 1-2 грн, студентам и всем обделенным – скидки. В городе есть ботанический сад (ост. ул.Иванова). На трамвае №4 можно в течение 50 мин ехать по промышленной зоне – несколько крупных металлургических заводов. Размеры заводов, труб и загрязнение воздуха впечатляет. В 500 метрах от ж/д вокзала – узкоколейная детская ж/д. Длина – 9 км, наибольшая на Украине. Рейсы совершаются 8 раз в день по выходным и каникулам. Здесь же, при ДЖД, неплохой зоопарк, аквариум и террариум. Пролегает узкоколейка по плавням – заболоченный лес с множеством проток и островов.

Гордость Запорожья – остров Хортица, самый большой остров на Днепре. Он имел выгодное расположение – впереди пороги, сзади плавни. Здесь в 16 в. располажилась одна из сечей. Запорожская Сечь в течение длительного времени была центром войсковой силы украинского казачества и всего народа; сыграла значительную роль в освободительной борьбе украинской нации. Доехать сюда можно автобусом от пр.Металлургов или на электричке. Сейчас имеется много табличек, напоминающих о казаках и историческом прошлом острова. На юге острова – плавни, в центре – сады, на севере – леса, участки степи, дома отдыха. В северо-восточной части расположен туристский пляж. Там постоянно стоят палатки туристов (особенно по выходным). Имеющиеся здесь скалы привлекают сюда альпинистов даже из других городов для тренировок. Часто проводятся соревнования. Музей истории запорожского казачества – в самой северной части острова. Долгое время через остров ходил троллейбус, была и остановка «Музей», но пару лет назад провода сняли, но автобусами не продублировали. Отсюда открывается чудесная панорама на плотину ДнепроГЭСа.

Особыми также являются 2 двухъярусных моста через Днепр. Высота над водой – одна из наибольших на Украине, особенно со второго ж/д-этажа. Мост между Хортицей и правым берегом (через Старый Днепр) долгое время считался самым длинным одно-арочным мостом в Европе. С другого моста хорошо видны несколько незатопленных порогов и плотина. На Верхней Хортице (Тр 8 до конечной Запорожкабель) находится знаменитый 700-летний дуб, к сожалению, недавно засохший. Диаметр ствола – около 2 метров. Под ним запорожцы писали свое знаменитое письмо турецкому султану.

Недавно был преобразован пр. Металлургов. Тут появилась аллея с экзотическими растениями, мини-озерцами и альпийскими горками. Поставили своеобразный памятник металлургической промышленности Запорожья, с периодически меняющимися цветами подсветки. Его прозвали «памятник погибшему туалету», в связи со сносом соответствующего заведения строго на месте будущего памятника. Правда, для восполнения потери напротив отгрохали «МакДональдс». Здесь и рядом на ул.12 апреля имеются несколько домов с красивыми башнями, увенчанными шпилем. Будучи подсвеченными, они имеет грандиозный вид вечером. Также вечером на некоторых домах на проспекте Ленина подсвечиваются стены светом разных цветов, в т.ч. периодически изменяющимися.

Конечно, заслуживает внимания и ДнепроГЭС. Плотина тоже светится синими огнями. На левом берегу имеются 2 шлюза, из них один – старый нерабочий. Дорога над ними держится на высоких опорах и постоянно содрогается от проезжающих автомобилей. До постройки у левого берега ДнепроГЭС-2 излишняя вода постоянно с грохотом стекала по бетонным желобам вниз. Сейчас только в некоторые годы весной открывают 2-3 секции. На правом берегу в здании с табличкой «Днепроэнерго» имеются решетчатые ворота, открывающие путь на территорию станции. Так просто в них не пустят, но рядом, справа от ворот, имеется неплохой музей «ДнепроГЭСа». И в нем также можно договориться об экскурсии в машинный зал. В Украине это единственная ГЭС в центре города с троллейбусным движением через плотину.

Один из самых известных на Украине пивзаводов «Славутич» (Запорожский пивзавод №2) расположен в Хортицком жмс. При нем имеется дешевый магазин, а попить разливного пива можно во многих кафе по 1.4-1.6 грн. за бокал. Около пивзавода №1 имеется пивной двор (подняться от ост. ул. Грязнова 1 квартал). Здесь можно отведать живого пива по цене 2 грн./литр (без стакана).

В городе в советские годы выпускался лучший в мире автомобиль «Запорожец» — герой народных анекдотов. Сейчас здесь изготавливают украинские машины «Таврия» и «Славута», а также буржуазные «Daewoo», «Оpel», «Mercedes».

Прогрессивное человечество.

Студенческий городок (технический, педагогический университеты и несколько общежитий) находятся возле вокзала Запорожье-2. В общагах можно обрести бесплатный ночлег. В столовых – неплохо пообедать даже за 1 грн. На входе в учебные корпуса документы не спрашивают, главное – не сильно отличаться от местных. Есть еще два вуза: медицинский и инженерная академия.

Желающим ночевать в гостинице можно предложить Театральную (ул. Чекистов, 23 – возле театра Щорса) – от 32 грн./чел./сут. в 2-местном номере; Южную (ул. Правды, 53 – рядом с пл. Октябрьской, тел. 13-16-63) – от 20 грн./чел./сут. в 3-местном; сдающиеся комнаты в общежитии ЗАлКа (ул. Сталеваров,8, тел. 33-05-75) – 20 грн./чел./сут. в 2-местном.

Молодежь вечером собирается на бульваре Шевченко. Он совсем недавно был подвергнут реконструкции и превратился в своеобразный молодежный центр. Довольно широкая аллея расположена между двумя проезжими дорогами. Бульвар можно условно назвать пешеходной улицей. Тут установлены часы, с которых стекает вода, построен каскад водопадов и фонтанов, 10-метровый участок горной реки и озерцо в конце. Заканчивается бульвар Шевченко центральным пляжем. Официально центром считается пл. Октябрьская. Здесь днем проходит выставка-продажа картин местных художников. Тут и рядом у универмага «Украина» иногда собираются неформалы. Рок-магазин «Under dolly Rojer» – на территории Крытого рынка, на последнем этаже 3-этажки. Есть книжный супермаркет «Буква» при универмаге «Украина». Также книги можно приобрести на Малом рынке. Карту города киевского производства можно купить в некоторых киосках «Пресса» и в магазине «Освіта» (пр. Ленина, 171). Официальный сайт города www.city.zp.ua

Религия в городе представлена православными, греко-католическими, мусульманскими, протестанскими и др. верами, по некоторым сведениям, всего 105 направлений. Древних церквей не ищите – во время Советской власти все были разрушены. Около ост. ул. Анголенко уже в течение 5 лет ведется строительство Свято-Покровского кафедрального собора, вероятно, он станет главным православным заведением Запорожья. Сейчас наиболее красив Свято-Андреевский собор (ул. 8 Марта, 50). Имеется синагога (ул. Тургенева, 22).

Окрестности.

Интересно проехать электричкой в южном направлении: в течение часа езды справа простираются бескрайние просторы Каховского моря. В центральной его части расположена группа небольших островов – заказник Большие и Малые Кучугуры. На островах обитают множество различных птиц. Имеется дом егеря. Проникновение на острова возможно зимой по льду (7 км). До строительства Каховского водохранилища огромные пространства на юге от Запорожья занимали плавни – Великий Луг Запорожский. Несколько крупных таких островов сохранились напротив Кушугума (15 мин электричкой на юг). В г. Васильевке сохранилось несколько построек знаменитого в прошлом замка Поповых. В северной башне замка имеется музей. Комплекс относится к памятникам архитектуры государственного, а некоторые строения и мирового значения. Под с. Скельки Васильевского района расположены довольно протяженные катакомбы, образовавшиеся в 1950-е гг. в результате разработки ракушняка.

Уточнить некоторую информацию о городе и области можно у автора этих строк по телефону (0612) 42-68-56 или через e-mail andralex [at] zntu.edu.ua. (Алексей Андрущенко, 04.2004)


БЕРДЯНСК (1827, 132.3 т.ж.)

Город в Запорожской области на северном побережье Азовского моря. Начало его истории положил морской порт, сооруженный в 1825-30. В 1899 была проложена железная дорога до станции Чаплино, после чего город превратился в торгово-купеческий центр Приазовья.

Имел несколько названий. С 1827 по 1830 — Кутур-Оглы, с 1830 по 1842 — Ново-Ногайск, с 1842 по 1939 — Бердянск, с 1939 по 1958 — Осипенко, в 1958 снова переименован в Бердянск.

Сейчас это грязевой и климатический курорт, один из крупнейших грузовых портов Азовского моря. Дальних пассажирских рейсов нет. Летом из порта ходит катер на Бердянскую косу. Желающие также могут покататься на яхте либо скоростной лодке.

За последние годы город значительно преобразился. Отремонтирована набережная и центральный проспект. Теперь они чем-то напоминают Арбат. Каждый год устанавливаются оригинальные скульптуры – «Бычку-кормильцу», «Сантехнику» (мужик, торчащий из люка), «Кресло загадывания желаний». Наличествуют краеведческий и художественный музеи.

Вечером проспект Ленина, Приморская площадь и Набережная забиты молодежью, в том числе и прогрессивной. Наибольший наплыв отдыхающих – в конце августа, на День Независимости Украины. На Приморской площади еженедельно проводятся концерты. Заслуживает упоминания кинофестиваль «Бригантина», проходящий обычно в августе или сентябре. Приезжает значительное количество знаменитостей, которых можно запросто встретить в городе или на пляже.

Город уютен и чист. Цены на жилье и еду – очень низкие. Жемчужина Бердянска – Бердянская коса, представляющая собой 17-километровую полоску суши, уходящую в открытое море. На всем протяжении присутствуют довольно чистые пляжи и многочисленные базы отдыха, дискотеки. До маяка, расположенного на Дальней косе круглогодично ходят маршрутки. Дальняя коса – заповедная территория с озёрами, дикими пляжами, большим количеством гнездящихся птиц. Здесь хорошее место для установки палатки. Вода, как и везде в Азовском море, несколько мутноватая, зато теплая. Купальный сезон длится с середины мая по середину сентября. Зимой море часто замерзает, дуют холодные ветра. Бердянск славится богатством рыбных продуктов. Убедиться в этом можно зайдя на центральный рынок. Одним из основных сортов рыбы является азовский бычок, который здесь достаточно дешев (от 2 грн. за кг).

Вокзал в Бердянске – небольшой, но красивый (в 2003 году сделан капитальный ремонт), с залом ожидания средних размеров. Находится практически в центре города. Пригородные поезда отсутствуют. В наличии пассажирские поезда на Запорожье, Москву (круглый год), Киев, Харьков (летние), а также грузовые составы в порт. Линия не электрифицирована.

Городской транспорт в Бердянске представлен маршрутками и автобусами. Город можно обойти пешком за час (за исключением огромной косы). Любимым средством передвижения местных жителей является велосипед. Атмосфера в городе дружелюбная.


МЕЛИТОПОЛЬ (1784, 171 т.ж.)

Город, известен как пункт транзита при движении из Москвы в Крым.

В июле 1769 российское военное командование соорудило на месте современного города редут, в котором дежурную службу несли запорожские казаки. В 1784 на правом берегу реки Молочной поселились семьи казаков и отставных суворовских солдат. В 1816 поселение получило название слобода Новоалександровка. Население быстро возрастало за счет государственных крестьян из северных губерний Украины и из России. 7 января 1842 слободу отнесли к категории городов и назвали Мелитополь. К концу 19 в. развился как торговый центр, действовали несколько банковских и кредитных организаций, склады оптовой торговли. Самыми большими предприятиями были чугунолитейный завод и завод с/х машин, ж/д депо и мастерские. В 1904 появились два небольших театра. В 1930 основан педагогический институт. В 1966 электрифицировали ж/д линию Запорожье — Мелитополь — Симферополь.

По ж/д ходят пригородные на Симферополь (1 раз в день), Запорожье (2 раза), а также на Нововеселую и Большой Токмак. Три раза в неделю ходит дизель-экспресс до Иловайска.

На южном выезде из города вблизи телецентра имеется крупнейший на Украине оптовый фруктовый рынок. Основной продукт – черешня, откуда ее везут в города СНГ, в несколько раз увеличивая цену. В центре действует краеведческий музей (Карла Маркса, 18).

Информация от наших партнёров:

Сегодня телефоны МТС в Запорожье можно купить практически в любом салое мобильной связи. Также, эти телефоны МТС доступны в Интернет-магазинах и супермаркетах.

Обмен обычных валют в Запорожье можно осуществить в различных банках. Обмен Вебмани (Webmoney) на наличные деньги осуществляют лишь две компании. Сбербанк на WME является удобным способом обмена денег на WME (евро)


  Контактная информация  


Fatal error: require_once() [function.require]: Failed opening required '/var/www/detiQ0/deti.zp.ua/68967c28e8415cc5f76af310e60e1cd2/sape.php' (include_path='./:/var/www/detiQ0:/') in /var/www/detiQ0/deti.zp.ua/bottom_empty.php on line 27