Дети Запорожья лого

Фоторепортаж о деятельности волонтеров в детдоме с. Калиновка в июне-июле 2008

21 августа 2008, 10:00 14432 Автор: Анна Геращенко, Харьков www.deti.zp.ua Рассказ о работе волонтёрской миссии в детдоме для детей-сирот с особыми потребностями в с. Калиновка Запорожской области

В июне-июле 2008 группа волонтеров, в составе Энди Шенка (США), Дмитрия Сая (Украина), Ирины Мореси (Швейцария/Эстония), Анны Геращенко (Украина) осуществила поездку в Черниговский дом-ребенка в с. Калиновка. Целью нашей поездки было оказание посильной помощи персоналу в уходе за детьми, более тесное знакомство с воспитанниками и персоналом, а также сбор информации о реальных потребностях этого детского дома.

Участники волонтёрской миссии-2008 в детдоме Калиновка (слева направо): Ирина Мореси, Анна Геращенко, Энди Шэнк, Дмитрий Сай

Одноразовые поездки в любой интернат никогда не дают полного представления о том, что происходит в подобных замкнутых системах на самом деле. Только пожив определенное время в интернате, пообщавшись с детьми и персоналом, можно составить весьма хотя бы приблизительную картину происходящего, понять причину проблем и то, как их можно решать.

Надо сказать, что до поездки волонтеры знали друг друга по переписке в Интернете, так что мы познакомились уже на вокзале в Запорожье. Заехав в магазин и накупив разных подарков для игры с детьми, мы отправились в путь. Нас встретил директор интерната Николай Викторович. Хочется в самом начале выразить ему благодарность за радушие и гостеприимность. Служебная квартира, в которой мы жили бесплатно, была очень уютной и домашней. Трехразовое питание за символическую сумму было даже лучше, чем дома.

На следующий день мы встречались с нашими воспитателями, которые работают благодаря пожертвованиям спонсоров. Поначалу мы вместе с Валентиной Васильевной, которая ведает группой «старших ползунов» (само название группы можно смело переименовывать, поскольку в группе уже несколько месяцев, благодаря усилиям Марьяны Воронович, фондов «Приятели детей» и WheelChair foundation появились инвалидные коляски), посетили учебную комнату, где воспитатель проводит занятия с детьми. Мальчишки наперебой бросились показывать нам свои достижения: рисунки, аппликации, подделки - все ничуть не хуже, чем в обычном детсадике. Кто-то с гордостью демонстрирует конструктор, который он сложил. Кто-то декламирует стишок, который недавно разучивал с Валей (так все дети называют воспитателя). Поразило, что все дети, включая самого маленького и очень непоседливого Олежика, убирают все вещи после себя и кладут их на полочку в шкаф. К книжкам и игрушкам относятся очень бережно. А ведь Валентина Васильевна рассказывает, что поначалу ей приходилось выбрасывать игрушки мешками, поскольку дети ломали их очень быстро. Постепенно воспитательница приучала детей складывать все на место. Прогресс особенно заметен на фоне юношей 18-30 лет из взрослой группы. Они частенько заходят в учебную комнату, периодически взламывая дверь. «Наши ученики» очень ревностно относятся к старшим ребятам, строго следят за непрошеными гостями, которые, бывает, рвут и рисуют в книжках, или тайком забирают из комнаты карандаш или фломастер. Вообще слово «учиться» - самое частое, которое произносят дети. Наш путь в столовую лежал мимо беседки ползунов. Лишь завидя нас издалека, они начинали спрашивать: «А когда пойдем учиться?»

Серёжа - один из самых "смышлёных" воспитанников Валентины Васильевны

Русланчик - практически не говорит разборчиво, зато всё отлично понимает, слушается, обожает рассматривать книжки и разукрашивать картинки

Артём в учебной комнате

Олежка - почти не говорит, но очень активен и понимает большую часть того что слышит

Занятие в разгаре...

Потом состоялось знакомство с группой младших ползунов (10 человек) Валентины Федоровны. Эта группа раньше находилась в корпусе для лежачих детей. Сейчас 10 загорелых, окрепших, в большинстве своем ходячих или ползающих детей проводят все время на улице. Валентина Федоровна старается превратить каждый день своей работы в маленький праздник для малышей. Несмотря на протесты части нянь «дети будут грязные», воспитательница сажает своих подопечных в песочницу, и к ним мгновенно присоединяются старшие девочки. Кто-то сосредоточенно делает пасочки, или просто пересыпает песок из тары в тару. Как и в любой нормальной песочнице возникают ссоры из-за ведерок или лопаток. Но я с удивлением обнаружила, что многие дети, забирая чужую игрушку, спешат протянуть свою. Детвора, включая и совсем взрослых девочек, играется в песочнице часами.

После второго завтрака, состоящего из бананов, киви, ананасов или мороженого, разношерстная компания отправляется на прогулку. Взрослые девочки из старшей группы во главе с Валентиной Федоровной везут 10 малышей на колясках на луг или посмотреть издалека на небольшой ставок. Валентина Федоровна рассказывает малышам обо всем, что происходит вокруг. Для детей, проведших всю свою жизнь в кроватках, многие вещи открываются впервые. Понятно, что часто они выражают свою реакцию на происходящее плачем, смехом или криком. Вообще работать в этой группе очень тяжело: как маленькие (уже 5-7 летние) они просятся на руки, капризничают, требуют к себе 100% внимания. Остается только поражаться тому терпению и заботе, которыми Валентина Федоровна окружила своих подопечных. Сама она говорит, что, наверное, сам Бог подарил ей возможность оставшуюся часть жизни посвятить именно таким детям. Я смотрела ее записи тематических занятий - кажется, каждое слово в тетради пронизано любовью к этим детям.

Группа Валентины Фёдоровны (младшие детки) практически каждый летний день проводит на свежем воздухе под навесом

Теперь в Калиновском детском доме несколько десятков колясок. Волонтёры ежедневно гуляли с детьми, которые не могут сами передвигаться либо передвигаются с трудом

Знакомство с корпусом лежачих детей.

Самих детей перевели в отремонтированное здание. В бывшем лежачем корпусе сейчас идет ремонт (все окна заменены на пластиковые, рабочие планируют к середине сентября 2008 завершить внутренние работы). В отремонтированном в прошлом году корпусе - чистые светлые палаты. Сами детки лежат на чистых цветных простынках. По словам одной нянечки, она не боится никаких комиссий. Все в один голос отмечают улучшение ухода за детьми и условий их проживания, произошедшее за время работы нового директора. Памперсы вместо мокрых подгузников; отсутствие пролежней и раздражений у детей; чистые простыни для детей, а не для комиссии; 10, а не 15-18 детей на няню. В лежачем корпусе особая атмосфера: наверное, в силу возраста и состояния своих подопечных здесь чувствуется теплое и заботливое отношение к детям. Но крайне не хватает конкретного человека, который бы занимался с детьми, вынимал их из кроваток, делал массаж, играл, вывозил хотя бы небольшую группу на улицу. Конечно, и здесь есть проблемы, которые мы попытаемся решить со временем: ускоренная процедура кормления детей, отсутствие реабилитационных мероприятий.

В корпусе, где ранее находились "прикованные к постели" дети (на фото слева), сейчас капитальный ремонт. Детей из этого корпуса перевели в отремонтированный в 2007 году одноэтажный корпус (на фото - справа)

На третий день наши воспитатели уехали на семинар во Львов, поездку для них организовали Марьяна Воронович из Киева и запорожский фонд «Счастливый ребёнок». А мы приступили к выполнению своих обязанностей. С утра Энди занимался с группой старших ползунов в учебной комнате. Дима и Ира находились в лежачем корпусе. (фото Димы, занимающегося с детьми) Я занималась с группой младших ползунов. После обеда и небольшого перерыва мы шли работать с группой старших ползунов. Признаться, было очень нелегко. 30 человек, разных по возрастному составу, интеллектуальному уровню, тяжести заболевания. Берешь на прогулку группу детей, а часть мальчиков, которые остаются, начинают кричать или плакать. Нянечки отмечали, что после прогулок дети становятся неуправляемыми и более возбудимыми. Такое поведение совершенно объяснимо - получив глоток свободы, дети возвращаются на территорию игровой площадки, где проводят все остальное время.

Точно также ясно видно, что две нянечки и одна воспитательница - это очень мало для такой разношерстной группы. Сами мы убедились, как тяжело балансировать между свободой и дисциплиной. Если дети видят слишком мягкое отношение, многие начинают «играть на чувствах». Так, один мальчик начал постоянно сползать с коляски и призывно звать на помощь, несмотря на то, что он самостоятельно всегда залазил на коляску сам. Другой передвигающийся самостоятельно ребенок стал требовать, чтобы ему подвигали стул и усаживали. Представьте теперь десяток пытающихся перекричать друг друга голосов, которые одновременно требуют внимания к себе.

Воспитатель Валентина Фёдоровна проводит массаж Максиму (мальчику, вынужденному постоянно пребывать в выпрямленном положении из-за повышенного тонуса мышц, вызванного ДЦП)

У Лёши Макаренко наметился значительный прогресс - мальчик стал намного более сообразительным, научился самостоятельно кушать ложкой, используя для этого имеющиеся части руки и ноги

Дима, изучающий в одном из американских университетов специфику работы с особыми детьми, занимается с наиболее тяжёлыми детьми в Калиновке

В 16.00 Дима и Энди опять направлялись в корпус с лежачими детьми (играли или вывозили их на прогулку), а я и Ира занимались рисованием с девочками из взрослой группы и частью группы младших ползунов. Девчатам так нравилось рисовать, что, едва завидев нас, они бросались наперерез и спрашивали голосом или жестом, когда будем рисовать еще. После ужина ребята помогали кормить лежачих детей.

На занятии с группой девочек

Мы практически избегали общения только с группой совсем взрослых ребят. Хотя со временем несколько человек стали помогать нам в прогулке с колясочниками, часть взрослых неизменно просачивалась в учебную комнату и сидела там, старательно рисуя, вырезая фигуры животных или просто листая книги. В общем, оказалось, что даже с пугающими своим видом взрослыми дядьками можно найти общий язык.

Рисование на асфальте - попытка найти "общий язык" со старшими воспитанниками Калиновки

Новые футболки от спонсоров - для "молодёжного звена" детского дома

Каждое утро в учебную комнату приходит музрук Дмитрий, работавший ранее руководителем музыкального коллектива в доме культуры и в детском саду. Сидя и слушая народные и современные песни, то, с каким воодушевлением мальчики исполняют их и аплодируют, ощущая дух веселья, которой наполняется комната со звуками старенького баяна, трудно поверить, что еще четыре месяца назад, по признанию музрука, он не знал, с какой стороны подступиться к детям.

С появлением в игровой комнате музрука Димы атмосфера сразу становится весёлой и доброжелательной. Несмотря на свои заболевания, дети реагируют на песни и музыку также, как и большинство людей на Земле

Нас посетила представитель голландской благотворительной организации HOMICO ontwikkelingshulp Алина Лис ( уроженка Галичины). Благотворительная организация HOMICO ontwikkelingshulp во главе с главой организации паном Яном Нелемансом выделила сумму 3000 евро на закупку игрового оборудования фирмы ALMAKO (сухой бассейн, мягкие лабиринты и т.д.). Оборудование уже закуплено, доставлено в интернат и будет установлено как только будет отремонтирован корпус для мальчишек. Мы выражаем огромную благодарность организации HOMICO за выделенную помощь и интерес, проявленный к проблемам особых детей.

Алина Лис провела в Калиновке два дня, которые оказались незабываемыми для нас всех. Помимо финансовой помощи, десятка стендеров, игрушек и канцтоваров, она привезла с собой краски для раскрашивания лиц. В течение получаса девочки из старшей группы рукой талантливого художника Алины превратились во льва, зайчика, волшебную фею и других персонажей.

В последнюю неделю мы подружились с детьми сотрудников интерната, проживающих в Калиновке. Детвора буквально ходила за нами хвостиком, спрашивая, когда же мы будем играться с ними. Приходилось находить в себе силы по вечерам поиграть в футбол и разукрасить лица детей.

Аня вместе с детьми сотрудников детского дома

Мы провели в интернате 3 недели, которые дали нам очень многое. Посвящая детям свое время, играя и гуляя с ними, казалось, мы даем им ощущение счастье. На самом деле, они своими улыбками давали нам неизменно большее. Толкая коляску с Муратом (ДЦП) и видя белоснежную улыбку на его смуглом лице, лично я вдруг поймала себя на мысли, что давно никогда не чувствовала себя настолько счастливой. Наблюдая, как старательно девочки раскрашивают картинки или рисуют мелками на асфальте, понимаешь, что не так много надо для того, чтобы дать ребенку почувствовать себя счастливым.

Мы также увидели, что необходимо детям для улучшения условий их жизни в интернате. Еще раз хочется поблагодарить администрацию интерната и особенно директора Николая Викторовича Славова за то, что всеми силами он старается изменить жизнь детей к лучшему, а также за поддержку и понимание наших инициатив.

Мы хотим расширить штат воспитателей, работающих при поддержке запорожского фонда "Счастливый ребёнок". Для этого мы изыскиваем средства на зарплату еще двух воспитателей: в группу взрослых девочек и в лежачий корпус. Группа взрослых девочек до сих пор не охвачена воспитательным процессом, несмотря на то, что дети очень хотят учиться. Видя, какие успехи делают дети, которыми целенаправленно занимаются воспитатели от фонда, хотелось бы дать такой же шанс и остальным детям. Мы ищем спонсоров на зарплату воспитателям, как и в двух предыдущих случаях, мы ищем людей, которые смогут выделять 15-20 евро ежемесячно (или другую посильную сумму) на оплату труда воспитателя. Еще раз хочу убедить людей, что мы своими глазами видели разницу между детьми, с которыми работают воспитатели и детьми, с которыми никто не занимается. Это два разных мира, живущих в условиях одного интерната. Второй воспитатель необходим для занятий с детьми из лежачего корпуса. Три недели работы волонтера Димы, показали потрясающие результаты. Группа перспективных детей, в основном с синдромом Дауна, получавшая массаж, постоянную тактильную и двигательную стимуляцию, с которыми проводились игровые упражнения и которых выносили на улицу стала проявлять интерес к игрушкам и окружающему миру. Дети ожили на глазах. Эти дети могут не только сидеть, но и ходить, при условии, что их будут вынимать из кроватей и ими будут заниматься (так как у них отсутствует патология костно-мышечного аппарата). Нам очень хочется дать им такой шанс. Димке наш отдельный респект (он «пропадал» в корпусе для лежачих детей с раннего утра, и заканчивал свой рабочий день когда уже темнело, никогда в жизни я еще не видела такой «работоспособной доброты»)

Итак, нужды детского дома на август 2008 таковы:

1. 4 детские функциональные металлические кровати (длина 150-170 см, ширина 70 см, желательно трёхсекционные, можно с колёсиками) Ориентировочная стоимость - 2500-3000 грн.

2. Каталка для вывоза крупных лежачих детей в ванную комнату (стоимость – 900-1200 грн.)

3. Кондиционеры в игровые комнаты и палаты для детей (летом температура в игровых комнатах и палатах весьма высока и не позволяет воспитателям проводить занятия на игровом оборудовании. Постоянное нахождение детей на улице в жаркое время года (до 38 градусов в тени!) нередко вызывает перегрев и утомление детей. По минимальным оценкам в детский дом необходимо установить не менее 15 кондиционеров мощностью 12-18). Стоимость одного кондиционера - 1600-2600 грн. в зависимости от мощности. Стоимость установки одного кондиционера - от 450 грн.

4. Канцтовары (бумага А4, мелки, раскраски крупные, карандаши)

5. Специальный прикроватный столик (для Антона)

6. Подставка под спину, для придания лежачему ребенку полусидячего положения 2 штуки ( для Антона и для Лены)

7. Специальные стульчики ( 1-2 штуки) для оправления естественных нужд (это для группы старших ползунов)

8. Периодическая закупка необходимых мед. препаратов (биопарокс (горло), мотилиум (пищеварение), эспумизан капли, биовиталь гель (витамины), антибактериальный спрей для носа и т.д.) - около 200 грн. в неделю.

9. Закупка специальной игровой площадки для детей с особыми потребностями (30-50 тыс. грн.)

10. Адаптация санузла для его использования детьми-инвалидами (установка металлических и деревянных поручней и т.д.) - несколько тысяч гривен

11. Качественная специальная прочная мебель для детей (стульчики, столики, шкафчики) - 120-1000 грн. за один элемент.

12. Музыкальное оборудование для концертов (2 колонки к усилителю (мощностью 100 Ватт), ревербератор)

13. Металлические двери с замком для игровых комнат средним мальчиков (1 дверь - 2000 грн.)

Сделать пожертвование на нужды детского дома с. Калиновка можно на счета БФ "Счастливый ребёнок", через Интернет платежи, либо передать необходимое оборудование самостоятельно, предварительно связавшись с волонтёрами

Напоследок, немного личного. Это те детки, образы которых врезались в сердце, те, которые заставляли отворачиваться, чтобы внезапно появившиеся на глазах слезы, не выдали им самим, как жестоко судьба обошлась с ними. Вчитайтесь и вы поймете, почему мы не должны забывать про них, и тысячи остальных детей, живущих в 21 украинских интернатах III-IV профиля.

Антон - находится в лежачем корпусе, ему 22 года. Как только заходишь в комнату, он зовет тебя. «Ты почему меня бросила? Ты меня не бросишь? Не бросай меня, а то я буду плакать». Валентине Федоровне он говорит: «Валя, я люблю тебя, какая ты есть» Валентина Федоровна утирает слезы на лице.

Алеша Романов - находится в группе старших ползунов, ему 17 лет. До того, как у него появилась инвалидная коляска, он просто сидел на кровати, прислонившись к стене. Во время прогулок он стремится сорвать цветок и нюхает его, наслаждаясь запахом. Подставляет лицо ветру и видно как он наслаждается ощущением простора. Алеша с трудом произносит слова, но понимает абсолютно все. С какой гордостью он демонстрирует конструкторы, который собирает, несмотря на неловкость в движениях. Когда приходишь забирать детей на прогулку он размашисто бьет себя в грудь и всем видом просит: «Возьмите меня покатать» Алёша легко запомнил несколько букв алфавита, и вполне вероятно что он сможет научиться читать или даже печатать на компьютере - если с ним начнут индивидуально заниматься

Алёша на природе

Саша - ласковый и послушный мальчик. Незаменимый помощник на прогулках. Он толкает коляску с сидящим в ней мальчиком, а потом, на секунду оставив ее, спешит подойти и прижаться к тебе, произнося слово «Мама». «Мама, ты приедешь еще? Не забудешь меня?» Сашка, ласковый Сашка, разве возможно тебя забыть?

Лара - из группы младших ползунов Валентины Федоровны. Ей 13 лет. Проезжая по аллее, она попросила остановить коляску и потянулась к веточке можжевельника. «Аня, а что это за дерево? А как оно называется? Аня, оно так хорошо пахнет». Если ехать по не совсем ровной дороге она начинает притворно охать и хохотать, как хохочут все девчонки ее возраста. Бывает, как и всем девчонкам ее возраста, ей становится грустно. Тогда она просто сидит на колясочке и тихонько плачет.

Максим - почти не говорит. Он просто улыбается, когда ты берешь его на руки. Улыбаясь, пытается бросать мячик. Строит конструктор. Кушает. Все с улыбкой, только бы кто-то ее замечал. Еще он гладит по голове сидящую рядом девочку с кукольным личиком и ласково произносит: «Женя»

Мурат - когда я взглянула на его лицо во время прогулки, я почувствовала, что давно не была так безусловно счастлива. Потому что это Такое Счастье видеть Такую Улыбку на лице уже взрослого, но такого еще ребенка в душе

Закат в Калиновке удивительно красив

Отчет мой получился каким-то уж солнечным и «прилизанным» в силу определенных причин, на самом деле, остается много моментов, которые мы видим и которые требуют исправления и искоренения. Но самые минимальные изменения к лучшему невозможно достичь без регулярных посещений. Никакие одноразовые или редкие посещения гостей (сколько бы самых классных подарков не было привезено за один раз) не дадут такого эффекта, как систематическое напоминание о себе. Как правильно подметил кто-то из персонала, прощаясь с нами: «Не одежда, и не игрушки нужны этим детям. Им не хватает только одного — внимания»

После Калиновки, я и Димка посетили Знаменский интернат для особых детей (Кировоградская область). Поездка туда оказалась незабываемой. Выражаем благодарность волонтеру этого интерната Марьяне Воронович за возможность получить бесценный опыт и море информации. Оказывается, можно добиться практически невозможного во всей системе, при наличии одного качества — Огромного Желания изменить чью-то конкретную жизнь кардинально. Будем стараться!

На занятиях в Знаменском интернате

Изделие из бисера, созданное воспитанниками интерната в Знаменке

Сделать пожертвование на нужды детского дома с. Калиновка можно на счета БФ "Счастливый ребёнок", через Интернет платежи, либо передать необходимое оборудование самостоятельно, предварительно связавшись с волонтёрами

Анна Геращенко, Харьков, Украина

+3 8 095 01245 42, ann.g.ko [at] gmail.com

Внимание! Русская версия сайта больше не обновляется. Актуальная информация размещена в украинской версии