Э.Памфилова, председатель Совета при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, председатель Общероссийского союза общественных объединений «Гражданское общество – детям России»
Корр.: Как Вы считаете, действующая система сиротских учреждений удовлетворяет условиям, в которых должен воспитываться ребенок?
Э.П.: Конечно, нет, по многим причинам. Основная состоит в том, что из учреждений интернатного типа, как правило, не выходят успешные люди. Хорошо известна статистика, приведенная в свое время Генеральной прокуратурой РФ: до 10% выпускников этих учреждений склонны к самоубийству, до 80% – к асоциальному поведению. В большинстве своем они не подготовлены ко взрослой жизни. К тому же различное финансовое обеспечение регионов приводит к тому, что в одних учреждениях, скажем, игрушек и питания более чем достаточно, а в других – дети голодают. Но в любом случае, даже в самых благополучных учреждениях ребенку не хватает обыкновенного родительского тепла.
Корр.: Что нужно изменить, чтобы она заработала?
Э.П.: Система должна быть ориентирована, прежде всего, на ребенка с его проблемами. Ее эффективность определяется лишь результатом работы с конкретным ребенком в конкретной жизненной ситуации. То, что дети у нас в стране при живых родителях оказываются лишенными семьи, и уже в массовом порядке, должно не просто волновать государство, но и побуждать государственные структуры к конкретным действиям, которые помогли бы решить эту проблему. На августовской рабочей встрече с общественными организациями, работающими в интересах детей, прозвучало предложение о создании по всей стране агентств или служб по защите прав несовершеннолетних. Если говорить о постепенной деинсгитуционализации учреждений интернатного типа, нужно рассматривать их в качестве таких агентств (служб) по содействию усыновлению, определению ребенка в семью или в учреждение семейного типа. В этом случае их администрация не будет до бесконечности держать ребенка, получая на него бюджетные средства, и поможет найти ему замещающую семью либо вернет в кровную.
Корр.: Сколько времени потребуется для перехода на другую систему устройства сирот? Нужны ли для этого дополнительные бюджетные затраты?
Э.П.: Переход на патронат, по подсчетам некоторых общественных организаций, позволяет не только не расходовать значительный дополнительный объем бюджетных средств, но и сэкономить его на 40%. Содержание ребенка в интернатном учреждении составляет, в зависимости от региона, примерно 10-15 тыс. рублей, уверена, что многие семьи с готовностью возьмутся за воспитание ребенка за существенно меньшую сумму...
Сегодня, наконец-то, губернаторы с гордостью отчитываются о численности воспитанников, переведенных на патронат из детских учреждений. Правда, не стоит забывать, что патронатное воспитание – серьезная технология работы с ребенком. Когда в погоне за цифрами мы забываем о необходимости контроля, прежде всего государственного, получается, что детей принимают в семьи, а потом начинаются проблемы, и от них отказываются. Нужна серьезная кадровая работа по отбору и дополнительной подготовке патронатных воспитателей, а также эффективный контроль за качеством их работы.
За рубежом недопустима ситуация, когда на несколько десятков патронатных семей приходится один социальный работник. Он должен работать не более чем с десятью семьями. Тогда он будет внимательно относиться к их проблемам и т.д. И следить такой социальный работник-контролер должен не только за содержимым холодильника, но и за качеством работы семьи с ребенком.
Корр.: Каковы положительные стороны и недостатки процесса деинституциошлизации ?
Э.П.: Смотря что под этим понимать. Если говорить о переводе детей из крупных учреждений в менее масштабные, то это не деинституционализация. От разукрупнения детдомов мало что изменится. Ребенок – это «штучный продукт», работать с ним – тяжкий каждодневный труд. Если говорить о недостатках, то, наверное, основным может стать механическое разукрупнение государственных учреждений. Если вместо одних возникнут учреждения семейного типа (где это возможно), а вместо других – агентства (службы) по семейному устройству детей, – это будет хорошо.
Корр.: Что мешает России пойти по пути стран, отказавшихся от устройства детей в учреждения?
Э.П.: Тут главное – не распыляться. Оптимально, если удастся сочетать опыт различных стран или выбрать модель, которая будет ближе нашему менталитету, и выстроить на ее основе свою. Нельзя сказать, что Россия отвергает опыт других государств. У нас получили распространение детские деревни – SОS, уличная социальная работа и т.д. Но механически перенимать ничего нельзя. Необходима апробация позитивного опыта и затем, при достижении устойчивых положительных результатов, – его внедрение и распространение.
Майя Никитина, корр. Агентства социальной информации