Дети Запорожья лого

Осторожно, социальная реклама!

21 февраля 2007, 0:00 7416 Автор: Татьяна Колесниченко Украинская газета "День" Эксперты считают, что социальная реклама может принести как пользу, так и вред. Потому, кроме дизайнеров, над ней должны работать еще и психологи

Злая ирония

Шокирующая реклама нанесла скорее вред, чем пользу — считают эксперты

Эксперты считают, что социальная реклама может принести как пользу, так и вред. Потому, кроме дизайнеров, над ней должны работать еще и психологи

Несколько дней назад организаторы II Национального фестиваля социальной рекламы, который стартует 3 ноября в Украинском доме, презентовали новую эмблему и концепцию фестиваля. Впрочем, многие уверены, что мероприятие и так вызовет небывалый интерес. Ведь в последнее время обсуждать бигборды, ассортимент которых колеблется от незамысловатых «Києве мій» до леденящих кровь «Мамо, чому я урод?», стало излюбленным занятием киевлян.

В прошлом году I Национальный фестиваль социальной рекламы, собрал 476 участников. На стендах в столичном Доме кино представили 617 конкурсных работ. Из них жюри отобрало 63, как достойные стать примером социальной рекламы. Впрочем, организаторы фестиваля утверждают, что главное достижение — это то, что в этом году мероприятие удастся сделать еще более масштабным. И что особенно радует, о готовности вкладывать деньги в социальную рекламу заявляют украинские олигархи. По этому поводу даже отдельная номинация появилась — «Комплексные социально ориентированные компании».

Вместе с тем, ожидается, что в этом году конкурсных работ будет меньше. Ведь на прошлый фестиваль социальные службы и дизайнеры отправили работы, над которыми трудились в течение четырех-пяти лет. Впрочем, организаторы уверены, что с уменьшением количества экспонатов качество выставки только улучшается. «Обычно на фестивалях выставляются работы, которые уже знакомы всем. А у нас 80% — это новая, никому не известная продукция», — рассказывает глава Союза рекламистов Украины Михаил Старощук. Все работы участников попадут в единую базу данных. А главная цель организаторов фестиваля — договориться с Ассоциацией внешней рекламы про размещение лучших работ на их носителях информации. Впрочем, Михаил Иванович уверен, что ассоциация пойдет на встречу. «Им выгодно такое сотрудничество. Они смогут закрывать пустые бигборды нашей социальной рекламой», — говорит рекламист.

Однако сейчас ассоциацию рекламистов, как и социальных работников, куда больше волнует другой вопрос, который вполне законно возник с нарастающей популярностью социальной рекламы. А именно: кто будет контролировать ее содержание? Ведь последняя кампания, мягко говоря, вызвала неоднозначную реакцию общества, а специалисты в один голос назвали ее непродуманной. На сегодняшний день норм и стандартов социальной рекламы вообще не существует. Поэтому одна из первых задач организаторов фестиваля — добиться создания специальной комиссии, которая следила бы за содержанием рекламы. Да и присматривала за компаниями-изготовителями алкоголя и табачных изделий, которые должны отчислять 5% от выручки на социальную рекламу.

Михаил Старощук уверен, что реклама — это произведение искусства и ей должны заниматься профессионалы. «Сейчас государство как никогда нуждается в качественной рекламе. Это часть национальной идеи, я бы даже сказал — рупор идеологии. Ведь по большому счету социальная реклама провоцирует действия. Однако, по сути, за нее никто не несет ответственности. К примеру, я знаю случай когда непродуманной рекламой женщину довели до психиатрической больницы. Семья возрастом за сорок лет никак не могла завести ребенка, а когда это, наконец, случилось, малыш родился с синдромом дауна. Мать увидела плакаты вроде «Чому я урод?» и сошла с ума. Да, сейчас эти бигборды активно убирают с улиц города, но кто будет отвечать за это?» А еще организаторы фестиваля предлагают на каждом плакате обязательно отмечать имя автора и компании, которая спонсировала изготовление рекламы. Дескать, так и чувство ответственности возрастет и больше спонсоров удастся привлечь. Но возникает другой, и не менее важный вопрос: «Кто будет создавать социальную рекламу?» По словам Михаила Старощука, сейчас в Украине есть масса специалистов, однако привлечь их к созданию социальной рекламы не так-то и просто. Дизайнерам приходится разрабатывать бигборды практически даром. А по нынешним расценкам такая работа стоит от одной до трех тысяч долларов. Впрочем, из каждой ситуации есть выход. «Можно было бы размещать социальную рекламу на небольших плакатах. Так получается в два-три раза дешевле чем на бигбордах. А следовательно, и разместить можно больше. Кроме того, с социальной рекламой должны работать психологи, которые могли бы проанализировать, как она повлияет на людей. И потом нужно правильно выбрать место размещения», — говорит М. Старощук.

Кстати, совсем недавно Институт развития семьи и молодежи проводил исследование на предмет отношения людей к социальной рекламе. По словам директора института Лидии Леонтьевой, опросы показали, что прошлую шокирующую рекламную кампанию все-таки нужно было сделать деликатней. Впрочем, есть и позитивные моменты: украинцы доверяют и воспринимают социальную рекламу на порядок лучше чем коммерческую. Самыми позитивными Лидия Леонтьева назвала два плаката: «З батьком за руку міцніше» и «Ти не можеш його залишити».

Мать-воспитательница детского дома семейного типа Надежда Тернопольская, которая уже четыре года вместе с мужем растит восьмерых приемных детей, уверена, что решилась бы на усыновление гораздо быстрее, если бы и раньше социальная реклама была такой распространенной. «Мы не знали к кому пойти, где узнать, какие документы нужны. А сейчас к нам часто приходят люди и спрашивают: «Как усыновить ребенка?» Я считаю, что информировать общество о таких вещах наша общая задача. Пускай человек не усыновит сразу десятерых детей, но зато хотя бы одному ребенку повезет», — рассказывает Надежда. И на поддержку этих слов директор Государственной службы для детей, семьи и молодежи Светлана Толстоухова заявила, что страну ожидает новый «бум» социальной рекламы. А именно: перед началом фестиваля стартует всеукраинская рекламно-информационная кампания «Каждый ребенок имеет право на семейное воспитание». «Скоро во всех регионах страны будут транслироваться видеоролики и телепередачи. Также появится внешняя реклама, плакаты, буклеты. Возможно, будут семинары и специальные обучения. Все эти мероприятия ориентированы на укрепление семьи, ответственности родителей, профилактики насилия, а также наркомании среди молодежи», — говорит Светлана

Кстати, как показывает статистика, за последнее время количество семей, которые хотят усыновить ребенка, возросло практически на 20%. Впрочем, это еще и благодаря упрощению процедуры усыновления и изменению правовой базы.

И все-таки, какой бы не была украинская социальная реклама, не стоит преуменьшать ее влияния. Во многих западных странах принято, чтобы реклама шокировала. К примеру, после серии терактов в США появились плакаты с надписью: «Покупая наркотики, ты помогаешь террористам». Возможно, наша молодая страна еще не готова к шокирующим лозунгам, которые сейчас потихоньку исчезают с улиц городов. Вот-вот на их месте появится новая реклама... А вот совет, который будет следить и отвечать за ее качество, проследит и тем более ответит за качество и содержание рекламы, появится еще очень не скоро.

Фонд «Счастливый ребенок» — эффективная помощь наиболее нуждающимся детям Запорожской области

Им нужна наша помощь
Максим Фитискин
Максим Фитискин

ДЦП, спастическая диплегия

Помочь сейчас
Аарон Кеян
Аарон Кеян

Ретинопатия недоношенных 5-ой степени, последствие – слепота

Помочь сейчас

В 2021 вы помогли на сумму, грн.

3 010 706

Расходы фонда в 2021
149 больным детям 1 744 752 грн.
Мед. оборудование: 31 868 грн.
Детдомам для инвалидов: 386 790 грн.
Детcкому экоселу: 102 439 грн.
Сиротам и малообеспеченным: 21 415 грн.
Помощь взрослым "Хелпус": 15 280 грн.
Служебные расходы: 322 249 грн.
Всего расходов: 2 782 815 грн.

Всего с 2007 оказано помощи, грн.

81 463 498

Ребенку нужна семья