Мысли на даче
Не знаю как у вас, но у меня простой физический труд всегда стимулирует мозговую активность. Иногда в процессе тяжёлой работы свет истины проливается на те вопросы, на которые месяцами не получалось ответить в офисе.
Так произошло и в этот раз. В марте 2010 я перекапывал участок на даче, наслаждаясь отсутствием телефонных звонков и ясностью поставленной задачи. Уже давно стемнело, но лунная ночь давала возможность продолжать работу бесконечно долго.
Я думал о том, насколько «виртуальным» стал образ жизни городских жителей, особенно сотрудников офиса. С одной стороны – это результат прогресса, с другой – человек по-прежнему остаётся «дитём природы», и ему просто необходимо иметь дело с простыми и понятными вещами, которые можно пощупать.
Хорошо, чтобы в детстве ребёнок мог походить утром босиком по росе, полюбоваться восходом и закатом солнца, вместе с мамой и папой ухаживать за растениями и ожидать урожая, а заодно и познавать мир! Не менее важно, чтобы взрослые и дети знали реальную цену каждой вещи и ценили труд других людей. В виртуальном обществе это практически невозможно. В жизни на природе детям намного легче постичь «цену вещей». К примеру, разговор отца и сына может быть таким:
- Папа, купи мне мобильный телефон за 300 долларов!
– Нет проблем, сынок: обработай 5 соток земли, посади на ней рассаду, ухаживай за ней несколько месяцев, собери урожай и сумей его продать. За вырученные деньги сможешь купить всё, что душе угодно!
- Нет, уж лучше я куплю телефончик попроще, а на оставшиеся деньги куплю велосипед, он нужнее! – призадумавшись, отвечает сын.
Можно быть уверенным, что, связав в своём сознании вещь с вложенным в неё трудом, ребёнок будет ценить заработанное в поте лица. Размышляя таким образом, и взрослые будут меньше тратить на предметы роскоши и имиджа, вкладывая деньги в действительно необходимое для жизни.
Вскапывая грядки под лунным светом, я думал и о нашей школе. У меня трое приёмных сыновей-подростков, и приходится тратить немало усилий, чтобы донести до ребят важность учёбы. Иногда от этого приходишь в отчаяние.
Я привожу сыновьям массу доводов в пользу изучения языков, математики и других наук. Но я вижу, что дети, формально соглашаясь со мной, сами пока ещё не ощутили важность образования. И я могу их понять, вспоминая свои школьные годы.
Я помню, как изучая биологию на протяжении 10 лет, мы лишь пару раз вышли на природу. География вся прошла за партой: ни одного похода или экспедиции! Математика казалась мне совершенно оторванной от реальности – но я учил её, не желая получать плохие оценки и быть хуже других. Я был почти отличником, но даже для меня учёба была насилием над личностью. Так что же говорить о сиротах, у которых до попадания в семью была лишь одна задача – выжить в экстремальных условиях!
Неужели нет на Земле такого места, где учёба будет строиться на любознательности учеников, а не на принуждении, на уважении к личности учителя, а не на страхе? Неужели нет места, где блага цивилизации не будут мешать общению людей с природой; где нет бесконечной гонки за материальными благами, а есть стремление к благам духовным – общению, творчеству, любви к ближнему? Где каждый получает удовольствие от работы, как физической, так и интеллектуальной.
Конечно, всё это похоже на утопию, мечту и недостижимый идеал… Но ведь разве наша жизнь – не стремление к идеалу, к чему-то настоящему, истинно ценному?
Вернувшись домой, я практически сразу набрёл на сайт «Детская община Китеж». Здесь я нашёл созвучие со многими мыслями, которые посещали меня на даче.
Семнадцать лет назад несколько жителей Москвы и других регионов стали осваивать 200 гектар земли в Калужской области. В чистом поле, в окружении лесов и прудов один за другим выросли сказочной формы деревянные домики, церквушка, школа, столовая и ферма. Новое поселение было названо «Китеж» в честь легендарного города из Древнерусских летописей.
Вскоре здесь обрели семью десятки сирот. Китежане – не просто приёмные родители, живущие сами по себе. Весь посёлок – это сообщество, основной целью которого является адаптация и всестороннее развитие детей, перенёсших глубокую психологическую травму – потерю родителей.
Я решил лично познакомиться с жизнью этого уникального поселения и, получив согласие его жителей на мой приезд, 5 мая 2010 прибыл в Китеж.
Два дня в Китеже
Табличка при въезде в посёлок сразу настраивает на позитивный лад и говорит о необычности этого места:
«Мир входящему. Это территория посёлка Китеж, где дети обрели дом и семью»
Табличка при въезде в Китеж
Далее, на большой, поросшей сочной зелёной травой поляне разместились около десятка уютных деревянных домиков причудливой формы. Они совсем непохожи на стандартные деревенские хаты – каждый дом в чём-то необычен, а заборы здесь отсутствуют. Обе особенности имеют глубокий смысл: самобытная архитектура стимулирует развитие фантазии и образного мышления у детей, а отсутствие заборов символизирует открытость и доверие жителей друг к другу.
Проявления общинной жизни встречаются здесь во всём: взрослые и дети кушают вместе в домике-столовой; взрослые практически ежедневно собираются для обсуждения жизни посёлка и воспитания детей; все жители участвуют в работах на ферме, занимаются строительством и ремонтом.
В настоящее время в Китеже живёт около 50 взрослых и детей, и практически постоянно работают добровольные помощники-волонтёры – как из России, так и из других стран. Большинство приёмных родителей в посёлке – достаточно молодые, образованные люди из городов – педагоги, психологи, программисты. Это довольно необычно – ведь наиболее типичный возраст приёмных родителей – 40 лет и более, и в основном это жители сёл и небольших городков.
Дом самой большой в Китеже приёмной семьи Тамары
Церковь в Китеже
Детская площадка, недавно оборудованная благодаря спонсорам
Пёс по кличке "Мужик" и его приятель - любимцы китежских детей
Молодость и энергия китежан проявляется в различных ролевых играх, театральных постановках; в темпе жизни, который здесь никак нельзя назвать деревенским (на каждый день составляется расписание, которое все стараются соблюдать); в необычном оформлении жилищ (внутри бревенчатых домов – самодельная деревянная мебель, картины, нарисованные на дверях или на потолке, подвешенные на нитях сувениры и игрушки; резные гербы над дверью). Каждый дом имеет своё название: «Дом с голубой крышей», «Первая обитель», «Дом Шубина», «Пирамида» и т.д.
Как то раз, войдя в столовую, я наблюдал такую картину: играла быстрая весёлая музыка, и дети, возглавляемые молодым учителем истории, устроили дискотеку. Входящие взрослые не кричали и не пытались усмирить детей – дискотека сама собой сменилась более спокойной музыкой, обычно играющей за обедом. Сложно представить что-либо подобное в интернате. В Китеже любое проявление творческой энергии поощряется, если это не вредит окружающим.
Волонтёры, постоянно сменяющие друг друга в Китеже, обучают детей иностранным языкам, помогают в строительстве и на ферме, играют с детьми, делают театральные постановки. Кроме того, гости из других городов и стран расширяют кругозор детей и круг их общения. Живя в сельской местности, китежане совсем не чувствуют себя ущемлёнными и изолированными от мира. Скорее наоборот – внимание различных гостей к общине иногда настолько велико, что приходится ограничивать количество приезжих.
В первые годы существования общины основателю Китежа журналисту Дмитрию Морозову и его соратникам приходилось жить в недостроенных домах без удобств, в спартанских условиях. Сейчас, несмотря на некоторую удалённость от цивилизации, в каждом доме посёлка есть газ, холодная и горячая вода, санузел, современная система канализации. В здании, которое китежане называют «Пирамидой» оборудован современный компьютерный класс со скоростным подключением к Интернет.
Блага цивилизации не мешают каждому жителю посёлка общаться с природой – в нескольких шагах от дома начинается лес или луг, а неподалёку находятся ставки и озёрца. Городские жители, попавшие в Китеж, могут насладиться необычайной тишиной вокруг – ведь вблизи нет крупных дорог. Типичная вечерняя картина – кто-то из волонтёров или местных жителей сидит на уютной скамейке посреди лужайки, работая на ноутбуке или читая книгу. Если что-то понадобится в доме – ноутбук можно оставить на скамейке – в общине можно не бояться воровства, а чужие сюда не забредают.
Гармоничное воспитание детей, как родных, так и приёмных, является главной задачей терапевтического сообщества «Китеж». И здесь большинству приёмных родителей есть чему поучиться у китежан. Ведь благодаря общинному устройству приёмные семьи сообщества постоянно поддерживают друг друга. В этом огромное отличие от обычных приёмных семей, которые зачастую воспринимаются в нашем обществе как «белые вороны» и не могут получить поддержку от таких же семей. В итоге, оставшись один на один с серьёзными проблемами в воспитании приёмных детей, родители либо возвращают ребёнка назад в интернат, либо, «наломав дров», путём проб и ошибок постигают нелёгкую науку воспитания сирот.
Ставок неподалёку от Китежа
Неразлучная компания
Ежедневно, кроме воскресения, жители Китежа питаются в общей столовой - это и повод пообщаться, и экономия времени на приготовление пищи
И дети, и взрослые дежурят по столовой, помогая повару
Так выглядит домик одной из приёмных семей снаружи ...
А так - внутри (детская комната на втором этаже)
Гостеприимные хозяева угощают гостей чаем с конфетами
Вечером в Китеже особенно красиво
Одна из иностранных волонтёров, поработав за ноутбуком, решила отдохнуть...
Школа в Китеже
Особого внимания заслуживает Китежская школа, процесс обучения в которой адаптирован для приёмных детей. В каждом классе здесь учится от 3 до 9 учеников, что позволяет обеспечить индивидуальный подход к каждому ребёнку. Как известно, в городе возможность обучения детей в малых классах обеспечивают лишь дорогие частные школы.
Атмосфера во время учёбы позволяет детям чувствовать себя комфортно и безопасно. Малыши, например, могут взять с собой на урок любимую игрушку, а старшеклассники – пообщаться с преподавателем за чашкой чая. Я лично наблюдал, как один из уроков для первоклашек проходил на зелёной полянке за уютным деревянным столиком. Но подобные вольности вовсе не означают полной вседозволенности – по итогам года ребята сдают стандартные экзамены, старшеклассники готовятся к поступлению в ВУЗы или другие учебные заведения.
По словам Дмитрия Морозова, «школа в Китеже призвана не только давать знания, но и воспитывать детей, тренировать их волю, поднимать самооценку, формировать ОБРАЗ МИРА».
Практически каждый приёмный родитель – одновременно и учитель Китежской школы. Благодаря постоянному общению друг с другом, учителя получают от родителей полную информацию об успехах или проблемах ребёнка.
Более подробно о Китежской школе вы можете прочитать в книге Дмитрия Морозова «Поколение Китеж: Опыт построения сообщества»
Урок под открытым небом - не редкость в Китеже
"Пирамида" - интернет центр Китежа, а заодно и дом для приёмной семьи
Внутри пирамиды
В Китеже я пробыл чуть больше двух дней, и программа оказалась очень насыщенной. Я и гость из Москвы Марта побывали в гостях у многих жителей посёлка, что позволило за короткий срок максимально окунуться в жизнь общины. Кроме того, как волонтёр я поучаствовал и в ремонтно-строительных работах, которые проходят в Китеже непрерывно. Вряд ли я принёс ощутимую помощь за эти дни, зато познакомился практически со всеми жителями, узнал о том, как они попали в Китеж, как им живётся сейчас и что они планируют в будущем. Оказалось, что каждый мужчина в Китеже, будь он по специальности педагог или программист, в короткий срок становится неплохим строителем, плотником или фермером. Такая смена деятельности очень полезна как для физического, так и для душевного здоровья. Во всех этих работах взрослым помогают дети – ежедневно не менее 1-2 часов в детском расписании выделяется для физического труда. Кроме плановых ремонтов, каждый год в посёлке строятся или расширяются существующие дома – ведь многие приёмные семьи растут, и в старом жилище становится тесновато.
В первые часы моего пребывания в общине мне всё казалось необычным – и дома, и велосипеды, оставленные без присмотра, и совместное питание в столовой… Но, как известно, к хорошему привыкаешь быстро, а отвыкаешь долго… Вот мы уже проезжаем Калугу, мимо мелькают многоэтажки - и я просто не могу понять, как люди могут жить в этих маленьких ячейках на голове друг у друга? А где же уютная лужайка перед домом? Где же лес? Почему во дворе нельзя оставить без присмотра велосипед или ноутбук?
Орион
К счастью, мне предстояло посетить ещё одно поселение, основанное китежанами в 2004 году – посёлок Орион, находящийся на границе Калужской и Московской областей, в 75 км от Москвы. Идеология Ориона в основном схожа с Китежом, и жители обоих поселений плотно общаются между собой. В то же время, у Китежа и Ориона есть и отличия, связанные с географическим расположением, архитектурой зданий и личностями жителей этих общин.
Внешний облик домов в Орионе также необычен, но, в отличие от Китежа, это скорее космический, футуристический стиль, а не сказочные русские хижины. Чувствуется близость Москвы – с одной стороны, проще свозить детей в столицу на различные культурные мероприятия, да и волонтёрам добраться до Ориона намного легче, чем до Китежа. С другой стороны – здесь уже нет такого раздолья и ощущения глубинки, на расстоянии около километра от Ориона начинаются дачные посёлки москвичей.
Полдня, проведённые в Орионе, также были очень плодотворны – удалось осмотреть здание школы и клуба, побывать в гостях у семьи Антона и Маши, а вечером – присутствовать на собрании дома у основателя Китежа Дмитрия Морозова. Психологический анализ поведения детей, проводимый на таком собрании, поразил своей глубиной и ещё раз заставил задуматься о важности такого общения между приёмными родителями. В завершение вечера я приобрёл весьма полезные книги Дмитрия Морозова о создании общины и об особенностях воспитания детей.
Гостевой дом в Орионе
Вид из окна одного из домов в Орионе
Здание школы и клуба в Орионе
Возвращение
Следующим утром, попрощавшись с гостеприимными обитателями Ориона, я отправился на маршрутке в Москву. Небоскрёбы и забитые пробками улицы огромного мегаполиса создавали огромный контраст с бревенчатыми домиками и тишиной липовых рощ. А бесконечный поток машин, тянущийся по всем магистралям из столицы России, говорил о желании москвичей хотя бы выходные провести наедине с природой. Но настанут будни – и людской поток направится назад в город.
Москва-сити
При желании в тумане над озером Светлояр на рассвете можно увидеть очертания "града Китеж"
Лишь немногие «чудаки» найдут в себе смелость и духовные силы жить в гармонии с природой, разумно сочетая физический и умственный труд, давая возможность родным и приёмным детям жить реальной, а не виртуальной жизнью.
Возможно, для того, чтобы найти «свой» Китеж, нужно прислушаться к древнерусской легенде:
«Если какой человек обещается истинно идти в него, а не ложно, и от усердия своего поститься начнет, и многие слезы прольет, и пойдет в него, и обещается лучше голодной смертью умереть, а его не покинуть, и иные многие скорби претерпеть и даже смертию умереть, знай, что спасет Бог такового, что каждый шаг его будет известен и записан будет ангелом»
P.s.:
Мы прорабатываем варианты создания подобного сообщества приёмных семей на Украине. Возможно, Вас, читатель, заинтересовала идея воспитания детей в гармонии с окружающим миром, как это происходит в Китеже и Орионе. Тогда обязательно свяжитесь с нами по тел. +3 8 066 513 34 35 или info@deti.zp.ua . Мы ищем единомышленников!