Дети Запорожья лого

Дeти-cиpoты: характеристика проблемы последних лет

25 мая 2004, 0:00 6949 Автор: Назарова И.Б.

(статья "Дети-сироты" полностью опубликована в книге "Россия: 10 лет реформ. Социально-демографическая ситуация". Под редакцией Н.М. Римашевской. Москва, РИЦ ИСЭПН, 2002, с.204-212)

Постоянное увеличение числа детей, оставшихся без попечения родителей (в 1992 году в России насчитывалось 426 тысяч таких детей, к началу 1997 года их количество составило 572,4 тысячи, 1998 - 620,0, 2000 - 639,9)2 стимулирует поиск новых форм устройства детей, совершенствование имеющихся возможностей общества и государства в воспитании и содержании детей.

К 1990 году в России было отмечено снижение выявленной численности детей и подростков, оставшихся без попечения родителей: 1986 год - 102178, 1988 - 89290, 1990 - 49105 (таблица 1)3. Затем шло ежегодное увеличение числа таких детей: 1991 год - 59154, 1995 - 113296, 1998 - 110930, 2000 - 123204. Численность детей в России в возрасте до 14 лет все эти годы уменьшалась (с 1990 по 1998 годы на 5 миллионов), а доля детей и подростков, выявленных как оставшихся без попечения родителей в составе детского населения, увеличивалась. В 1990 году дети-сироты, физически утратившие кровных родителей, составляли среди всех детей-сирот 9,4%, остальные - социальные сироты. Доля детей, потерявших обоих родителей, в начале 90-х годов составляла примерно 5% от общей численности детей-сирот, в 1998 году этот показатель в некоторых регионах достигал 25-30%4.

Государство несет ответственность за систему призрения сирот, но не решает все вопросы в этой сфере. В последние годы появились новые силы (партии, религиозные и общественные организации), которые готовы взять или уже взяли на себя значительную часть забот по содержанию детей и стараются увеличить свое влияние на воспитание и обучение, выбор форм устройства детей, а также на контроль и управление. Можно сказать, что в последние годы в России появились признаки перехода от государственно-общественного устройства детей к государственно-общественно-церковному.

Однако основные формы устройства детей-сирот в России не изменились, - это передача детей под опеку и на усыновление, определение детей в дома ребенка, детские дома, школы-интернаты.

Наиболее распространенная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, - опека (детей до 14 лет) и попечительство (детей 14-18 лет). Под опеку/попечительство детей берут, прежде всего, родственники5. Практически последние десять лет росло число детей, находящихся под опекой/попечительством (табл. 1, 2). Однако можно сказать о незначительном росте в 1991 году, а затем - о спаде доли таких детей среди общего количества учтенных детей-сирот. Это же касается соотношения выявляемых ежегодно и взятых под опеку (попечительство), на усыновление детей-сирот: в 1990 году было взято под опеку/усыновлено 91% от числа выявленных детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, в 2000 году - 60% (табл. 1)6.

Таблица 1. Устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, тысяч человек

1990

1991

1993

1995

1997

1998

1999

2000

Всего выявлено детей и подростков, оставшихся без попечения родителей

49,1

59,2

81,4

113,3

105,5

110,9

113,9

123,2

Из них были устроены:

В дома ребенка, детские дома и школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детские дома семейного типа

11,1

10,4

21,8

32,1

30,7

33,9

34,9

36,2

Под опеку (попечительство) на усыновление

37,4

48,2

58,2

77,3

73

68

67,7

74,3

В профучилища, средние специальные и высшие учебные заведения и другие учебно-воспитательные учреждения на полное государственное обеспечение

0,8

0,7

0,8

1,4

1,6

1,3

1,78

2,2

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей

412,4

414,5

460,4

533,1

596,9

620,1

636,9

662,6

Таблица 2. Данные о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, в Российской Федерации (на конец года, тысяч человек)

1990

1991

1993

1995

1997

1998

1999

2000

Учтено детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

411,9

414,5

460,4

533,1

596,8

620,1

636,9

662,5

из них находятся на воспитании в семьях:

под опекой (попечительством)

170,5

180,3

201,4

252,5

293,5

303,9

312,3

329

на усыновлении

128

131,2

141,5

139,8

144,8

146,8

151,2

153,5

В домах ребенка

4,27

5,1

9,16

10,46

11,7

12,8

13,5

14,1

В детских домах

37,7

35,5

37,7

50,5

61,3

61,9

62

67,7

В школах-интернатах для детей-сирот

27,4

22,9

22

25,8

25,5

24,8

23,8

23,3

В школах-интернатах общего типа

6

4,9

3,9

4,3

6,7

8,4

8,7

9,1

В домах-интернатах

13,56

15,49

14,9

15,3

15,2

15,3

В школах-интернатах для детей с ограниченными возможностями здоровья

38,1

34,5

31,2

34,2

38,4

39,4

41

40,7

В последние годы отмечается рост диспропорции усыновления внутри России и вне ее. При уменьшении числа случаев усыновления детей жителями России резко возрастает число случаев усыновления российских детей иностранными гражданами. С одной стороны, дети приобретают семью, которая прошла жесткий отбор, но Россия теряет своих детей, а российские граждане не могут взять на воспитание ребенка. Такая ситуация привела к пересмотру и изменению существующего законодательства в этой сфере7.

Россия, ратифицировав Конвенцию о правах ребенка в 1990 году, признала право ребенка на воспитание в семье приоритетным. Тем не менее, пока только в Самарской области начали эффективно развивать институт замещающих приемных семей и закрывать дома ребенка и детские дома8 .

Решить проблему семейного воспитания в некоторой степени помогли детские дома семейного типа, появившиеся в 1988 году по инициативе Детского фонда. За 10 лет существования фонда в 368 домах воспитывалось 2,5 тысячи детей, в основном это были дети, имеющие отклонения в умственном и физическом развитии, дети-инвалиды, которые не могли быть переданы на усыновление9.

В середине 90-х годов Семейным кодексом вводится новая форма семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, - приемная семья, которая, по сути, заменяет детские дома семейного типа. В постановлении Правительства от 17 июля 1996 года № 829 "О приемной семье" признаны утратившими силу все нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность детских домов семейного типа, что не позволяло создавать новые дома. Органам опеки и попечительства было рекомендовано заключить с родителями-воспитателями действующих домов семейного типа договоры об образовании приемной семьи.

В 2000 году в России функционировал 61 детский дом семейного типа против 280 в 1990. Семейные детские дома претерпевают существенные изменения - подчас в них действуют несколько форм устройства детей: усыновление, семейный детский дом, приемная семья, опека и, наконец, патронат. Приемные родители не успевали или не желали переоформлять документы на приемных детей в соответствии с последними требованиями.

Результаты нашего исследования показали, что с началом перестройки и по сей день семейные детские дома и приемные семьи испытывают материальные трудности10 . В некоторых регионах пособия на детей и зарплаты родителям приемных семей выплачивались с большими задержками. Например, в Курской области в 1999 году задолженность одной из семей достигала 36 тысяч руб. При этом родители-воспитатели, которые по закону не имеют права подрабатывать и оставлять своих детей без присмотра, буквально оставались без средств к существованию. Скорее всего, систему семейных детских домов и приемных семей полностью заменит система патроната, при которой зарплата опекуна и пособие на ребенка выше, чем при других формах устройства детей.

В последние годы в Москве стала развиваться система патроната. В московском детском доме №19 в качестве эксперимента в 1994 году была реализована система воспитания брошенных детей - "патронатная мама" (их в Москве сейчас около 50). Беспризорный или лишенный родителей ребенок отдается в семью на воспитание до достижения им 18-летнего возраста, но не усыновляется (следовательно, право получения однокомнатной квартиры по достижении совершеннолетия остается за ребенком). При этом государством ежемесячно экономится более 1 тысячи рублей (на каждого ребенка в детском доме тратится примерно 3461 рубль в месяц), а "патрон" получает зарплату воспитателя - от 450 до 720 рублей в месяц. Плюс 1800 рублей - пособие на ребенка. Будущая мама должна пройти несколько отборочных туров, среди которых - ролевые игры и различные психологические тренинги.

Устройство детей в государственные учреждения, такие, как дома ребенка, детские дома, школы-интернаты, является одной из традиционных форм. Практически во всех государственных учреждениях шло увеличение количества детей (табл. 2). В системе школ-интернатов для детей с недостатками умственного или физического развития выросла доля учреждений для детей-сирот, а также число детей в них (табл. 3).

За последние 10 лет несколько снизилось количество домов ребенка, но увеличилось число воспитывающихся в них детей (табл. 3). По соотношению таких домов и детей в них можно говорить о разукрупнении этих учреждений. Тем не менее, до сих пор в России есть детские дома, в которых воспитывается и обучается более 100 детей. Такую систему организации жизни детей никак нельзя назвать приближенной к семье. Кроме этого, как показали результаты нашего исследования, по крайней мере, в шести регионах России, некоторые дети меняют более пяти мест воспитания и обучения. Разрушаются родственные связи между братьями и сестрами, если детей разных возрастов помещают в разные учреждения: брата или сестру могут перевести в коррекционное учебное заведение; одного из детей могут перевести в другое учебное заведение в качестве наказания за плохое поведение или учебу. Иногда подросток имеет несколько братьев или сестер, и все они воспитываются в разных местах: у родственников, в других государственных учреждениях. Некоторые дети называли до восьми мест, где находятся их братья и сестры, у 12,2% детей брат или сестра воспитываются в другом детском доме или школе-интернате.

Таблица 11. Данные об интернатных учреждениях для детей в Российской Федерации (на конец года)

1990

1993

1995

1997

1998

1999

2000

Количество домов ребенка

265

253

252

251

249

248

254

в них детей, тысяч человек

18,5

17,7

18,3

18,1

19,3

19,3

19,3

Количество детских домов

564

606

820

1094

1122

1187

1244

в них детей, тысяч человек

42,4

42

55,4

67,3

67

68,9

72,3

Детские дома-школы

69

86

85

в них детей, тысяч человек

7,7

9,7

10,3

Количество детских домов семейного типа

280

348

347

379

44

61

в них детей, тысяч человек

1,8

2,3

2,3

2,6

0,3

0,5

Количество школ-интернатов общего типа

645

637

628

646

в них детей, тысяч человек

155,6

163,2

161,2

160,6

из них:

школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

161

143

151

158

157

155

157

в них детей, тысяч человек

29,3

24,4

28

28,8

27,4

26,9

26,5

Количество школ-интернатов для детей с недостатками умственного или физического развития

1494

1481

1473

1450

1439

1442

1420

в них детей, тысяч человек

242,1

200,3

199,5

202,8

203

201

198,2

из них:

школы-интернаты для сирот

142

157

178

177

190

198

203

в них детей, тысяч человек

21,7

19,9

21,6

22,9

23,4

25

25,9

Действующая система устройства и воспитания детей-сирот не могла справиться с их возрастающим количеством. Поэтому в 90-е годы в России стала развиваться система приютов. Для оперативного временного предоставления убежища детям, лишившимся родительского попечения, с 1993 года в каждом субъекте Российской Федерации открываются специализированные учреждения социальной реабилитации детей и подростков11. Например, в Республике Татарстан в 1996 году было два приюта для несовершеннолетних, в 1997 году - пять, в 1998 году - восемь. В 1998 году 21,1% детей из социальных приютов были направлены в детские дома. Детские приемники-распределители переполнены. Установленный законом предельный месячный срок устройства детей, оказавшихся без попечения родителей, не соблюдается (например, в Республике Татарстан 40% детей находились в приютах от 6 месяцев до 1 года). Такая ситуация подталкивает государство, с одной стороны, к строительству новых детских учреждений, а с другой, - к поиску более совершенных форм устройства детей.

В последние годы появились давно не практиковавшиеся в России формы поддержки детей, например, такие как воспитание мальчиков в армии (по аналогии с "сынами полка" во время Великой Отечественной войны). Одним из первых "детский взвод" без законодательной основы появился в Нарофоминском гарнизоне, затем в Кинешме12. В 2000 году утверждено Положение, в соответствии с которым в воинские части в качестве воспитанников могут быть зачислены мальчики-сироты от 14 до 16 лет, являющиеся гражданами Российской Федерации13. Определение ребенка на воспитание в воинскую часть имеет добровольный характер и может прерваться при поступлении в военные или другие учреждения профессионального образования, по достижении воспитанником 18-летнего возраста или по личному заявлению воспитанника.

Появились и другие инициативы. С 2001 году в Кузбассе начала работать специализированная школа (кадетский корпус) МЧС. Кроме того, уже открыт кадетский корпус железнодорожного транспорта) для 10-11 классов - детей-сирот и детей из малообеспеченных семей. Выпускникам корпуса гарантирована работа. Они также получают возможность льготного поступления в ряд вузов области или Московскую академию МЧС. Ученики кадетского корпуса будут находиться на полном государственном обеспечении. Затраты на питание, обучение, специальное обмундирование и т.д. возьмет на себя областной бюджет.

В России изучен опыт работы SOS-деревень, и сегодня подобные деревни работают в Томилино (Московская область), в Орле и Санкт-Петербурге. Воспитатель в этих деревнях действительно работает "мамой" 24 часа в сутки. Такое воспитание более приближено к семейному, чем в обычных детских домах, но по достижении 18 лет подросткам приходится навсегда покидать дом (приют), как это происходит в других государственных учреждениях.

После того, как церковь получила возможность открыто работать с населением, благотворительную помощь детям и детским домам начали оказывать представители различных религиозных конфессий. Более того, появились приюты при православных церквях и монастырях, однако такое устройство детей пока еще не подкреплено специальной законодательной базой.

Несмотря на разнообразие имеющихся форм устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, число таких детей постоянно растет. Государство отстает от инициатив граждан в разработке и принятии новых законодательных актов, регламентирующих новые формы устройства детей. Большая доля детей-сирот воспитывается в условиях, далеких от семейных, и это одна из причин проблем адаптации молодых людей к самостоятельной жизни после окончания учебного заведения. Кроме этого, большинство сирот сталкиваются с проблемами трудоустройства, получения жилья, создания семьи.

Фонд «Счастливый ребенок» — эффективная помощь наиболее нуждающимся детям Запорожской области

Им нужна наша помощь
Андрей Бойченко
Андрей Бойченко

Эмбриональная опухоль ЦНС

Помочь сейчас
Миша Заворотний
Миша Заворотний

Органическое поражение ЦНС, детский аутизм

Помочь сейчас

В 2021 вы помогли на сумму, грн.

3 010 706

Расходы фонда в 2021
149 больным детям 1 744 752 грн.
Мед. оборудование: 31 868 грн.
Детдомам для инвалидов: 386 790 грн.
Детcкому экоселу: 102 439 грн.
Сиротам и малообеспеченным: 21 415 грн.
Помощь взрослым "Хелпус": 15 280 грн.
Служебные расходы: 322 249 грн.
Всего расходов: 2 782 815 грн.

Всего с 2007 оказано помощи, грн.

81 463 498

Ребенку нужна семья