Дети Запорожья лого

Актуальные проблемы детей и молодежи с инвалидностью

20 сентября 2011, 14:30 4238 Автор: Анна Синепольская www.deti.zp.ua Передо мной было поставлено непростое задание - провести мониторинг и выяснить основные нужны людей и детей, которые живут с различными формами инвалидности. Вот, что из этого вышло

Встретить человека на улице с визуально заметной формой инвалидности оказалось практически невозможно. Пришлось обращаться во множество специализированных учреждений, искать хоть какие-то контакты и телефоны для общения.

Сразу возникает вопрос: почему на улицах города встретить человека с инвалидностью – редкость? Ведь по данным официальной статистики в Украине насчитывается около 3 млн. таких людей и 158 тысяч из них дети. Оказалось такое отсутствие именно на улицах города не случайно и вызвано рядом причин, в которых я постараюсь разобраться.

Вот список обобщенных данных о проблемах людей с разными формами инвалидности. Получены мною из личного общения с семьями детей с ограниченными возможностями, а также на основе проведенного в 2009 году всеукраинского исследования институтом развития человека «Украина».

1. Материальные трудности. А часто вопиющая бедность, которая знакома большинству населения Украины. Пособия по инвалидности по всей стране зачастую не соответствуют реальным затратам на реабилитацию и поддержание полноценной жизнедеятельности. Для справки: средняя пенсия «инвалиду детства» около 1 тысячи грн. в месяц, 1 сеанс реабилитационного массажа около 200 грн.

2. Медицинское обслуживание, реабилитация, спорт. В Запорожье практически отсутствуют доступные, к примеру, для инвалидов-колясочников спортивные реабилитационные залы. Существует нехватка квалифицированных реабилитологов. Цены на восстановительные процедуры слишком высокие. Курс реабилитации опорно-двигательного аппарата в санаториях Украины в среднем стоит от 20 тысяч грн. Таких курсов в год необходимо хотя бы 2 (смотрим пункт 1). Посещение спортивных учреждений осложнено из-за полной неприспособленности для инвалидных кресел.

3. Проблема свободного передвижения.

В нашем городе нет доступности для человека в инвалидном кресле или с нарушениями зрения. К сожалению, те приспособления и пандусы, что построены, рассчитаны на «самоубийц», они без поручней, расположены под неправильным углом или скользкие. Пандусы есть в больших супермаркетах, в облгосадминистрации. Однако, остальные учреждения первостепенной важности: больницы, райисполкомы, «собесы» лишены пандусов вовсе. Человек на коляске, зачастую, не может просто выйти из своего подъезда и проехаться по улице из-за отсутствия специальных съездов с бордюров. Для незрячих в Запорожье «говорят» несколько светофоров, что отнюдь не соответствует реальным нуждам.

Из интервью с девушкой в инвалидном кресле:

«Я бы с удовольствием посетила клуб, но проблема в доставке. И еще вопрос: вот, например, я была в санатории и познакомилась с молодым человеком, и теперь мы очень мечтаем встретиться, но он тоже в инвалидном кресле. В Вашей организации, группе еще не разработана какая-то волонтерская помощь по доставке, пусть за какую-то копейку? Я просто сейчас в полном недоумении: получается я могу жить самостоятельной взрослой жизнью лишь в санатории, но мне же невозможно там быть круглый год материально. А приехав домой, я не имею физической возможности выехать самостоятельно за пределы квартиры…».

Весь цивилизованный мир решает эти проблемы при помощи социальных такси. Что подразумевает сравнительно недорогие транспортные услуги для людей с разными формами инвалидности. В Украине есть уже города с таким видом услуг, в Запорожье пока нет.

4. Образование, профессиональное обучение. Повсеместно идет обсуждение инклюзии в образовании – совместного обучения детей с особыми потребностями и их здоровых сверстников. На сегодняшний день дальше разговоров пока дело не идет из-за неподготовленности педагогов, обучающих программ и неготовности родителей здоровых детей к такой системе. Однако, есть некоторая позитивная тенденция объединять детей на праздниках, внеклассных мероприятиях в различных государственных учреждениях и благотворительных организациях.

Из интервью со студентом социологического факультета: «Меня часто спрашивают, как я смогу реализовать себя в профессии, ведь я в инвалидном кресле. Я пока не знаю, как буду работать, но учеба мне нравится. На заочном отделении труднее учиться, чем на дневном, но ездить каждый день в университет нет возможности. В самом здании университета тоже нет специальных приспособлений или лифтов. Однажды сам преподаватель нес меня на руках. Хорошо было бы дополнительно заниматься некоторыми предметами дома, например, английским. Люди с инвалидностью все время проводят дома, они как в вакууме, не хватает общения как воздуха. Я сам хотел бы быть волонтером тоже» .

Пример из мировой практики совместного (так называемого «инклюзивного») образования людей с разными возможностями. В США и Израиля студенты помогают своим однокурсникам с инвалидностью как волонтеры-репетиторы. Это решает несколько проблем: студент с инвалидностью легче адаптируется к новому, остальные однокурсники привыкают как к норме, что кто-то может быть не похож на остальных. Хочу отметить, что государство с такой системой, в свою очередь, экономит на целой армии специализированных социальных работников, необходимых ребятам с инвалидностью . Университеты с такой практикой поддерживают волонтеров. В Израиле студент-волонтер может получить скидку на образование, а в США волонтерам-репетиторам могут предложить засчитать некоторые экзамены автоматически. Однако, многие отказываются, не считая «что помощь другу чего-то стоит» (из конференции МГППУ «Технологии инклюзии в образовании» 2010 год).

Все социально ориентированные страны понимают, что получив образование, человек сможет более активно участвовать в социальной жизни, выполнять какую-то посильную работу, что не стоит недооценивать огромный потенциал людей с инвалидностью.

5. Психологическая помощь семьям детей с инвалидностью. В нашем городе имеется дефицит доступных специализированных центров и высококлассных специалистов помощи семьям детей с инвалидностью.

6. Культурная жизнь, занятия любимым делом. В Запорожье есть различные клубы по интересам, но они не всегда приспособлены для людей с ограниченными возможностями. Практически все кинотеатры, филармония, ночные клубы недоступны для «колясочников». Также дело обстоит и с другими формами инвалидности. Отсутствуют специализированные приспособления для незрячих, слабослышащих, поэтому без посторонней помощи редко возможно обойтись. В селах ситуация культурного досуга еще хуже.

7. Социальная изоляция. Самое тяжелое для человека наказание – это одиночное тюремное заключение. Оказывается в нашем городе огромное количество «невиновных» проходят это испытание. Именно отсутствие общения, душевной теплоты способно наиболее пагубно повлиять на человека, провоцировать постоянные депрессии и настроение упадничества на фоне и так нелегких проблем со здоровьем. Единственная доступная область – Интернет, однако, это суррогатный заменитель живому общению.

Проблема инвалидности совсем не новая. На протяжении истории человечество решало ее разными путями: от полного уничтожения людей с особыми потребностями, изоляции – до осознания необходимости принятия таких людей обществом. Самые радикальные примеры истории это древние общества с жестокими нравами. В Спарте новорожденных с какими-то отклонениями от предполагаемой нормы просто выбрасывали. В нацистской Германии планомерно уничтожали людей с психическими нарушениями в концлагерях. Осознание того, что развитие общества прежде всего в его гуманизации приходило постепенно. Отказ от дискриминации людей с инвалидностью привел к формированию таких направлений как инклюзия и интеграция в общество.

Инклюзия – это процесс реального включения всех членов общества в активную социальную жизнь, что предполагает принятие всех людей, независимо от их физических или умственных возможностей и предоставление им права также работать, учиться.

Как мы можем помочь: поменять отношение и восприятие инвалидности на глубинном уровне. Не стоит пугаться этого явления, чрезмерно жалеть людей с особыми потребностями и пытаться облагодетельствовать редкими «подачками». Негативное воздействие может иметь даже некорректное использование слов и терминов, формируя у таких людей чувство неполноценности. Сделав первый шаг навстречу, можно с легкостью заметить, что дружескому общению практически ничто не может помешать, а все ограничения всего лишь старые стереотипы. Большинство людей с инвалидностью стремятся также как большинство жителей планеты развиваться, работать и зарабатывать на жизнь, самореализовываться в профессии, творчестве и создать семью. А инвалидность – это не обделенный человек, а скорее такой способ жизни из-за определенных обстоятельств.

Львиная доля в решении социальных проблем людей с ограниченными возможностями находится за пределами специализированных программ (лечения, профессионального обучения), эффективность ее зависит от отношения рядовых членов общества к этой теме.

Решение этих проблем требует времени, немалых затрат и оптимизма. Сделать это не в силах ни царь, ни герой, а только мы сами – люди с Божьей помощью. Многие развитые страны переживали затяжные периоды кризиса социальной сферы, но их опыт показывает, что именно люди в лице различных общественных движений, благотворительных организаций смогли произвести плодотворные изменения. Главное условие этого процесса – принятие общественным сознанием идеи равных прав и возможностей для всех людей, изменение отношения к людям с особыми потребностями.

Внимание! Русская версия сайта больше не обновляется. Актуальная информация размещена в украинской версии