Дети Запорожья лого

Гимназия VS школа, или Как в Запорожье правильно выбрать «камеру хранения» для ребенка

5 апреля 2012, 11:10 7478 Автор: Елена Киреева reporter.zp.ua Гонясь за престижем и модой, многие запорожские родители, во что бы то ни стало, пытаются сделать так, чтоб их ребенок учился исключительно в коллегиуме или лицее

Гонясь за престижем и модой, многие запорожские родители, во что бы то ни стало, пытаются сделать так, чтоб их ребенок учился исключительно в коллегиуме или лицее. И желательно, чтобы ребенка можно было привести туда в восемь утра и забрать как можно позже, с уже выученным домашним заданием, накормленного, выгулянного и в целости и сохранности — такая себе «камера хранения для ребенка» на день.

Выматывая своего малыша подготовительными курсами для первоклашек или нанимая ему индивидуального преподавателя по подготовке к школе, многие взрослые даже не представляют, что все это… зря. Ведь, как оказалось, первоклассник в лицее и первоклассник в обычной школе мало чем отличаются друг от друга: они учатся по одной и той же программе и имеют один и тот же статус. Как, впрочем, мало кто знает, что проверять при приеме в школу умение читать, писать и считать ЗАПРЕЩЕНО Министерством образования Украины. Об этом и многом другом мы поговорили с завсектором начального дошкольного образования информационно-аналитического методического центра Департамента образования, науки, молодежи и спорта Запорожского горсовета Татьяной Перило.

Татьяна Перило

-На что обратить внимание, выбирая школу для ребенка-первоклассника?

-Для первоклассника важно, чтобы школа находилась ближе к дому. Лучше, если ее видно из окна или хотя бы дом, во дворе которого она расположена. Это уменьшает страх ребенка перед новым, способствует быстрой адаптации, что очень важно. Далекие походы в школу, а тем более поездки в час-пик, утомляют ребенка, разрушают и без того неустойчивую детскую психику.

Бесспорно, нужен учитель. Я не говорю «ХОРОШИЙ», потому что в понятие «хороший учитель», как и «хорошая школа», каждый родитель и ребенок вкладывают разное. Учитель должен понравиться, прежде всего, ребенку, а не его родителям. Учитель должен быть таким, чтоб ребенок ему поверил и захотел учиться, а не потерял интерес к учебе на всю жизнь.

Рекомендации друзей, безусловно, играют роль. Но они не должны играть ВЕДУЩУЮ роль. Не все дети одинаковые. Если один ребенок готов и может выполнять требования определенного учителя, то другой – нет, по причине своих индивидуальных особенностей или учитель просто не понравился. Главное для родителей – не удовлетворять собственные амбиции типа: «Мой, как Машкин, будет учиться в ЭТОЙ школе, он хуже, что ли?!», - а подумать о здоровье ребенка, как физическом, так и психическом, и ОБЯЗАТЕЛЬНО прислушаться к мнению своего малыша. Ведь ему переезжать в этот большой новый дом, где много неизвестного, а порой даже страшного, и жить в этом доме, который называется ШКОЛА, много лет.

-Коллегиум, лицей, просто школа… В чем разница? Когда стоит отдавать ребенка в лицей или коллегиум? Гарантирует ли учеба в коллегиуме или лицее качество знаний выше, чем в общеобразовательной школе?

-Все проблемы возникают от отсутствия у родителей знаний о системе образования. Мы стараемся информировать родителей будущих первоклассников через наш сайт znmc.ucoz.ru, обучаем руководителей дошкольных учреждений работе с родителями в условиях преемственности между дошкольным и начальным образованием.

Говоря о начальной школе, хочется, чтоб родители поняли главное: НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА - ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (как говорится, ПРОСТАЯ), ДРУГИХ СТАТУСОВ ОНА НЕ ИМЕЕТ. Это не только в нашей стране, но и во всем мире. Проходя сумасшедшие отборочные конкурсы, переживая стресс за стрессом всей семьей, родители думают, что в гимназиях, лицеях, коллегиумах (школах нового типа, как их называют) дети будут учиться по каким-то необыкновенным усиленным, развивающим и т.д. программам. Чего только не придумают педагоги в условиях конкурентной борьбы за ученика!

Если б знали родители, как ошибочно их мнение! Учебная программа для начальной школы в нашей стране ЕДИНСТВЕННАЯ, и учатся по ней все! В любой начальной школе, при каком бы учебном заведении она ни состояла. Родители должны запомнить, что в 1-й класс гимназии их дети пойдут в 5-м классе, в 1-й класс лицея – в 7-м, в 1-й класс коллегиума – в 9-м. Именно тогда начинает действовать статус учебного заведения. Слышать слово «коллегиант» о ребенке 1-го класса - просто несерьёзно.

В эти учебные заведения не обязательно поступать в 6 лет. Они ежегодно проводят набор в 1-й класс соответственно статусу. Разница в том, когда сдавать экзамен – в 5,5–6 лет или в 10-11 и позже! Ведь даже простое собеседование с незнакомым учителем и психологом для ребенка 6-ти лет – очень серьезный экзамен! А современные родители устраивают семейные игры (по-другому не назовешь) – водят ребенка на собеседования в 3–4 школы, получая от этого удовольствие, совершенно не понимая, какой огромный стресс переживает малыш! Ведь именно О НЕМ, к сожалению, взрослые не думают.

Разница между начальным звеном обыкновенной общеобразовательной школы и школы нового типа в следующем. Школы нового типа имеют право на отбор учеников лишь потому, что они с 1-го класса начальной школы занимаются углубленным изучением иностранных языков. За счет этого сокращается количество часов в неделю на изучение математики и украинского (русского) языка - в среднем на 1 час того и другого. В результате дети учат то же, что и в простой школе, только немного быстрее. Тут можно сделать вывод, насколько качественны будут знания при таком темпе в таком возрасте!

Здесь особенно стоит подумать родителям: надо ли перегружать ребенка изучением 4-х языков подряд в 6 лет? Сможет ли он потянуть такую нагрузку? Будет от этого радость маме, или, наоборот, это обернется проблемами со здоровьем малыша? Ведь именно в этих школах задают задание на дом, хотя домашние задания в 1-м классе запрещены Министерством образования и науки Украины с тех пор, как дети начали учиться с 6-ти лет (ссылки на все государственные нормативы есть на нашем сайте).

Многие педагоги школ нового типа оставляют обучение ребенка на откуп родителям, стимулируя их постоянно фразой: «Если не будете успевать, мы вас отчислим». Приходится нанимать репетиторов. Мне, педагогу начальных классов с 25-летним стажем, непонятно, ЧЕМ может заниматься репетитор с первоклассником, а тем более - с будущим первоклассником! В результате родителям приходится платить деньги и за школу (платные дополнительные услуги, благотворительный фонд и т.д.), и репетитору! Наверное, у современных родителей много лишних денег, а у их 6-летних первоклассников очень крепкое здоровье, если они могут сидеть за уроками, не вставая, до 23.00. Но, поверьте, в простых школах качество образования ничуть не хуже. И материально-техническая база во многих из них лучше, чем в некоторых школах нового типа. А практически все учителя начальных классов в нашем городе – прекрасные специалисты, любящие и понимающие детей.

Другое дело - старшие классы. В школах нового типа изучается цикл профильных предметов. Эти школы тесно сотрудничают с ВУЗами, со школами других государств. У ребят больше практики и возможностей не только получить много знаний, а и качественно их применить. Здесь уровень, бесспорно, выше.

Поэтому лучше окончить спокойно, без вреда для здоровья и семейного бюджета, начальную школу, определиться с интересами и способностями ребенка, а потом выбирать.

- Очень часто можно услышать, что детей начальной школы из лицеев переводят в обычные школы. Почему? Часто ли приходят жалобы от родителей на качество образования в лицеях и коллегиумах? А ведь родители платят...

-Да. Многие действительно не выдерживают такой нагрузки - материальной, физической и психической - и уходят в простые школы.

Письменных жалоб по поводу качества обучения почти не бывает. Школы нового типа заключают с родителями контракты или соглашения, в которых четко прописывают обязанности сторон. Родитель, подписывая контракт, соглашается на оплату, предоставляемые образовательные услуги, требования к семье и т.д. Чего ж теперь жалобы писать? А устных возмущений много.

Много жалоб было по поводу подготовки и конкурсного приема детей в школы. Содержание подготовительных курсов не соответствовало содержанию программ приема. Нам удалось разъяснить руководителям школ нового типа приоритеты школьной готовности детей и убедить их в том, что их программы подготовительных курсов не соответствуют современным требованиям и требуют переработки. В результате почти все учебные заведения утвердили у нас свои новые программы, содержание которых действительно способствует подготовке детей к школе в соответствии с требованиями школьной готовности.

-В первый класс ребенок должен идти, умея читать, писать и считать?

-Нет. Этому учат в 1-м классе в соответствии с учебной программой. Обучение чтению до школы должно зависеть исключительно от желания ребенка. Писать учить до поступления в 1-й класс вообще не рекомендуется. У каждого учителя своя методика обучения письму, и легче учить, чем переучивать. Рука должна быть готова к письму. Для этого есть специальные упражнения, которым обучают в детском саду или на подготовительных курсах. Считать надо в пределах 10 в прямом и обратном порядке.

Родители должны знать, что сейчас вышла новая программа дошкольного образования «Я у Світі», которая не требует умения детей читать, писать, решать примеры и задачи.

Школьная готовность предполагает:

Общее физическое развитие: нормальный вес, рост, объём груди, мышечный тонус, пропорции, и другие показатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 5-6-летнего возраста. Состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений рук и пальцев). Состояние нервной системы ребенка: степень ее возбуждения и уравновешенности, силы и подвижности. Общее состояние здоровья.

Интеллектуальная готовность включает не только словарный запас, кругозор, специальные умения, а и уровень развития познавательных процессов: памяти, мышления, воображения.

Личностная и социально-психологическая готовность – формирование новой социальной позиции (понимание и ощущение себя школьником), группы этических качеств, необходимых для обучения; произвольности поведения, умения общаться с ровесниками и взрослыми.

Эмоционально-волевая готовность – умение ставить цели, принимать решения, намечать план действий, прилагать усилия к его реализации, преодолевать трудности.

Кроме того, часто, поступая в 1-й класс, ребенок не знает имя и отчество своих родителей («мама Ира», в лучшем случае), свой домашний адрес, название дней недели, месяцев и времен года. Эти знания являются главным показателем образованности ребенка на момент поступления в школу. Проверять при приеме в школу умение читать, писать и считать ЗАПРЕЩЕНО Министерством образования Украины. Родители должны это знать и требовать проверку готовности детей согласно современным нормативам.

-Насколько нужны и эффективны подготовительные курсы при школах для будущих первоклашек?

-Детям, которые посещают детский сад, совсем не обязательно ходить на подготовительные курсы. В детском саду ребенок получает полную качественную подготовку к школе. Как правило, подготовительные курсы в школах начинаются в 15–16 часов. До школы из детского сада надо добраться. Таким образом, ребенок недосыпает во время дневного сна, остается без полдника, выбивается из привычного ритма. Хочется, чтоб родители хорошо представили себе, в каком состоянии занимается на курсах такой ребенок!

Пугает то, что родители ведут своих детей на подготовку в сомнительные клубы, кабинеты, организации, которые находят по рекламным объявлениям. Там родителям за большие деньги обещают «золотые горы», которые, как оказывается, никому не нужны, показывая дипломы и лицензии специалистов, которые там работают. Вся беда в том, что никто не может проверить содержание и результативность этой деятельности, так как она оформлена как частное предпринимательство. Часто подобные заведения не приносят пользы. Главное, чтоб не приносили вред. Хотелось бы вытащить детей из этих «подвалов». Почему бы не пойти на подготовку в школу? Там уж точно квалифицированные специалисты! И психологический компонент там обязателен – психологи проводят развивающие занятия, дают родителям рекомендации. В школах с углубленным изучением английского на подготовительных учат английскому языку.

Для ребенка, который детский сад не посещает, подготовительные курсы при школе очень полезны. Прежде всего, они помогают ребенку адаптироваться в детском коллективе, научиться общаться с ровесниками и взрослыми, побыть самостоятельным. Это самое главное для поступления в школу. Чтению, письму, решению примеров там теперь не учат. Это не рекомендуется Министерством образования, так как не является основным при подготовке к школе. Родители должны четко запомнить, что в современных условиях главное - не обучение (натаскивание), а развитие, подготовка ребенка к усвоению знаний и самостоятельному их поиску!

-Как Вы относитесь к образованию с 6 лет? А к 12-летнему образованию? Многие дети к этому моменту - вовсе не дети...

-Отрицательно. И та и другая практика уже была и себя не оправдала. 7 лет – самый оптимальный возраст для начала школьного обучения. Есть очень простой тест на школьную готовность: достать правой рукой через голову левое ухо и наоборот. Многие первоклассники этого сделать не могут. Руки короткие. Да и ноги на пол не становятся, когда за партой сидят. Как учиться? Если ребенок не готов физически и психически, неусидчив, не может сосредоточить внимание и себя контролировать – в школу идти рано. Надо годик подождать. А в России по-прежнему дети учатся с 7 лет. И что в этом плохого?

А 12-й класс я слабо представляю. Наверное, там совсем все по-взрослому.

-Что бы Вы посоветовали родителям будущих первоклашек?

-Чтоб они помнили, что никто не подготовит к школе ребенка лучше, чем его родители. Дети стремятся к общению, поэтому с ними надо разговаривать, играть, гулять на улице! А не «засунуть» малыша за компьютер на целый вечер, чтоб не мешал. Я предложила бы всем родителям зайти в школу на подготовительные курсы и посмотреть, какие синие мешки висят у детей под глазами на бледно-усталом лице! У бабушек такой вид не у всех бывает! И какая тут школьная готовность?

Обидно, что родители мало внимания уделяют своим детям, но многого хотят от них и от школы. Многие ищут такую школу, куда можно привести ребенка в 7 утра и забрать в 7 вечера с выученными уроками. Это, по их мнению, та самая «хорошая школа». Это что-то вроде «камеры хранения», как шутят учителя этих школ. Родители должны понимать, что детей они растят ДЛЯ СЕБЯ, а не для учителей.

Любите детей, будьте внимательны к их проблемам, развитию, воспитанию. Сотрудничайте с педагогами детского сада и школы. Совместные усилия взрослых – результат успеха ребенка!

-Если бы Вы выбирали школу для своего ребенка, какие три главных принципа Вы бы преследовали?

Школа, которая БЛИЗКО, в которой УЧАТ и ЛЮБЯТ детей!

Внимание! Русская версия сайта больше не обновляется. Актуальная информация размещена в украинской версии