Новый год – волшебный праздник и особенное время. Атмосфера радости, запах мандарин и хвои. Так и хочется поделиться своим теплом с кем-то, кому не повезло...
До Дня Святого Николая считанные дни. И количество постов-сборов конфет, подарков, одежды для детских домов в моей ленте Facebook начинает зашкаливать.
"Мы им подарки – они нам улыбки. Мы поставим галочку "сделать доброе дело" – и молодцы".
Міндоходів Закарпаття привезли подарунки в школу-інтернат на Іршавщині.
Фото mukachevo.net
Такими действиями и рассуждениями мы делаем токсичный мир детей в учреждениях еще более ядовитым.
Часто мы помогаем так, как удобно нам. Совершенно не задумываясь о последствиях для детей, которым хотим помочь.
Я никогда не поддерживала запал волонтеров и спонсоров. Как показала практика, ничего хорошего на самом деле это не приносит.
К каждой истории, которой я поделюсь, прилагаю краткий комментарий. Финальные выводы – за вами.
Я лишь скажу, что лучшая помощь ребенку – помощь его семье. Если бы эти деньги и усилия были направлены на поддержку биологических семей, приемных семей, на наставничество, сопровождение детей после выхода из интернатов – мир бы преобразился.
Детям нужна забота, а не конфеты. Причем постоянная, искренняя. Если хочется помочь единоразово, то, как по мне, лучше не начинать.
История 1. "Как в интернате N за ночь поставили новый концерт"
Лет 10 назад я впервые побывала в интернате. Это был городской детский дом, в котором находились дети от 4 до 7 лет.
Вместе с командой мы готовили помощь для всех интернатов области и приехали в один из них, чтобы проверить логистику, познакомиться с персоналом, точно разузнать, какие подарки будут самыми полезными.
После экскурсии по интернату директриса пригласила посмотреть концерт. Я не особо хотела, но, думаю, "дети то старались".
После концерта меня спросили, что понравилось, что нет. Я ответила, что много религиозной тематики, все-таки у каждого свой взгляд на эту тему.
На следующий день нам показали совершенно другой концерт. Как оказалось, накануне дети всю ночь не спали, репетировали, готовились. Об этом с гордостью мне рассказала музработник детского дома.
После нас к детям приехали с подарками от губернатора, потом от мэра, потом постоянные "шефы" – пожарные и налоговики, дальше несколько университетов и крупных компаний, ну и волонтеры и церкви. Для всех был концерт и детские улыбки.
А потом удивляемся, почему некоторые выпускники интернатов учатся заново любить Новый год.
Искусственная обстановка без настоящих искренних отношений. Приходящие и уходящие люди, не успевающие стать значимыми. А дальше выход во взрослую жизнь, и ты уже никому не нужен.
История 2. "Как дети обменяли подарки на сахар"
Известные спортсмены решили помочь детям. Меня попросили разузнать, что нужно. Воспитатели рассказали, что дети мечтают о хороших кроссовках.
Мы узнали размер обуви каждого ребенка, узнали для каких целей нужна обувь, у кого плоскостопие, у кого нет, и так далее. Постарались подойти индивидуально. Приехали, подарили.
А через несколько дней мне позвонила знакомая – мама детского дома семейного типа, к которой часто дети из интерната заходили на чай (сбегали из интерната). Оказалось, что все дети дружно вышли на рынок и продали дорогие брендовые кроссовки по 50 грн, а некоторые и вовсе обменяли их на сахар-рафинад. Вот так им захотелось.
Когда я спросила, почему они так поступили, один парень уверенно сказал, что привезут еще и лучше, чем эти.
О ценности подарка дети из интернатных учреждений редко задумываются. Они не знают, каким трудом деньги зарабатываются. Нет примера, который есть в семье. Им это все просто "приходит".
Часто дети постарше забирают подарки у малышей, а после обменивают свои и чужие на алкоголь, сигареты, жетоны для игровых автоматов.
Формируется инструментальное отношение или потребительство. Дети быстро учатся манипулировать взрослыми, и это не их вина.
История 3. "Мам много не бывает"
Ребенок оказывается в интернате из-за потери семьи. Это огромная трагедия, травма на всю жизнь.
Под одной крышей находится 30, 50 или 100 детей, переживших трагедию потери родных людей. Кто-то попадает в учреждение с рождения. Кто-то уже в осознанном возрасте.
Действительно, есть случаи жестокого обращения, пренебрежения и насилия над детьми.
Но чаще всего это истории про то, как семья не смогла справиться с обстоятельствами, и рядом не было никого, чтобы помочь и поддержать в нужный момент.
Моя знакомая журналистка на одном из новогодних праздников увидела милую девочку 4-х лет, ребенок в учреждении был с рождения. Та взяла ее за руку и спросила, "Ты моя мамочка?". У знакомой сердце, конечно, йокнуло.
Через время она удочерила девочку. А через несколько месяцев звонит и спрашивает меня: "Даша, я не могу понять, что происходит. Мы идем с Оксаной на рисование или на занятие хореографией, она с легкостью называет каждую ласковую женщину "мамочкой".
И такое поведение ребенка совсем не манипуляция, это серьезное расстройство поведения, возникающее от отсутствия у ребенка значимого взрослого и чреды мелькающих чужих лиц. Ребенок пытается компенсировать необходимое внимание не качеством, а количеством.
Вырастая, таким детям сложно выстраивать доверительные теплые отношения, потому, что они просто не знают, как это доверять и любить взрослых. Их столько раз придавали, и они выработали свою защитную систему.
Немного статистики вместо Истории 4
По оценкам специалистов, которые работают с детьми после интернатов, средний возраст начала половой жизни 7-8 лет.
Ребенок до определенного возраста не понимает, что это насилие. Это такая форма общения старших с младшими.
Средний возраст аборта 13-14 лет.
Я знаю несколько девушек и ребят, которые уже вышли из интернатов, выучились в ПТУ. Они рассказывают, что не понимали, что происходит.
О том, что это насилие, они осознали годами позже. Потому что нельзя было жаловаться, кричать, нельзя было рассказывать никому из взрослых об этих случаях.
Это норма в искаженной реальности.
Чаще всего я узнаю об этой проблеме от усыновителей и приемных родителей. Тема сексуализированного поведения и детского насилия раскрывалась в процессе психотерапии и требует долгосрочной профессиональной помощи. Здесь много чувства вины, стыда. В том числе и у приемных родителей, которые когда-то возили в интернаты подарки и не видели, что реально происходит за закрытыми дверями.
История 5. "Конфеты по расписанию"
Об это происшествии мне рассказала известная талантливая женщина-музыкант.
В канун праздников в детский дом приехали спонсоры и привезли сладости. Ей тогда было лет 6, а младшему брату – 4.
Когда ей дали конфету, она решила поделиться ею с братиком. Встала из-за стола, отдала и вернулась. Воспитательницу это так разозлило, что девочка якобы нарушила правила, что та вылила ей за шиворот манную кашу. Ожог со временем исчез, но след в душе остался до сих пор.
Дети в детском доме живут строго по расписанию, все регламентировано. Никто не спрашивает, чего ты хочешь и что чувствуешь. Ребенок находится в состоянии хронического стресса, перестает развиваться. Задача – выжить.
Реформа деинституализации началась. Конечно, резко интернаты не трансформируются и не исчезнут. Слишком много времени упущено и количество кризисных семей пока только растет.
Что же делать?
Собирая подарки и организовывая праздники для детей в интернатах мы приносим больше вреда, чем пользы.
Но это не значит, что помочь ребенку в интернате невозможно. Возможно.
Есть много всего разумного и эффективного. Основная задача – поддержать ребёнка и дать картину будущего:
1. Лучшая помощь – это, конечно, семья – усыновление, приемная семья, детский дом семейного типа.
Не каждый может и должен усыновлять. Вы можете поддержать программы обучения для приемных родителей в разных регионах Украины; образовательные программы для детей из таких семей; специализированные услуги психологов, логопедов, психотерапевтов.
Есть организации, которые специализируются на такой поддержке, имеют прекрасную репутацию и хорошие результаты.
Поделиться историей ребенка, который ищет семью тоже важная помощь:
changeonelife.ua/videopassport
msp.gov.ua/children/motherhood.php
2. Вы можете стать наставником – значимым взрослым для ребенка в интернате, лучше для подростка.
Это означает регулярно проведывать его в интернате, общаться, поддерживать, выслушивать, мотивировать на изменения и помогать определиться в жизни.
Наставничество является законодательно установленным видом социальной помощи. Больше узнать о наставничестве.
3. Развивающие программы и мотивирующие встречи, позволяющие сформировать навыки и подготовить к выходу из интерната.
Это могут быть курсы программирования; фото и видеомонтажа; кулинарные мастер-классы, профориентация, стажировки и др.
Главное, чтобы дети учились общаться, взаимодействовать, доверять другим и себе. К примеру, этим всем активно занимается Клуб Добродіїв.
И конечно, самое важное – задумайтесь о тех детях, которые живут в семьях, но реально нуждаются в помощи.
Это дети с особенными потребностями; дети в многодетных семьях; дети, воспитывающиеся одним из родителей; талантливые дети из малообеспеченных семей.
Часто это заботливые и любящие семьи, нуждающиеся в краткосрочной поддержке. И здесь ваша помощь будет крайне необходима.
Инвестиции в 1€ в профилактическую работу с семьей приносят пользу обществу в размере 8€.
У 90% детей, которым вы собираете подарки сейчас, есть родители. Просто им вовремя не помогли...
Дарья Касьянова, национальный директор по развитию программ СОС Дитячі містечка Украина, глава правления Украинской сети за права ребенка, специально для УП.Жизнь