Дети Запорожья лого

Когда учиться интересно: нетрадиционное образование в Запорожье (ФОТО)

12 июля 2018, 13:30 1374 Автор: Ева МИРОНОВА verge.zp.ua В последнее время родители школьников как будто разделились на два лагеря – приверженцы традиционных взглядов на обучение, категорически отрицающие неформальное видение и эксперименты в области образования и развития ребенка, а также нетрадиционалисты.

Начало пути

В Запорожье на базе 66­й школы сейчас «живут» и успешно развиваются вальдорфская школа и детский сад. На сегодняшний день здесь открыты 5 классов и ежегодно формируются первые классы (плюс дети переходят из сада). Таким образом, через 6 лет будут укомплектованы 11 классов.

Что же такое вальдорфская педагогика в принципе и вальдорфская школа по­запорожски, мы узнавали у опытных педагогов, а также заинтересованных родителей.

Итак, вальдорфское образование в Украине существует более 20 лет. За это время проводились эксперименты, аттестации, проверки, тестирования. Уже почти десять лет существуют программы для таких школ, одобренные Министерством образования и науки Украины, и чуть меньше существуют такие программы для детских садов.

– Мы продолжаем изучать успешный опыт наших коллег из других городов (Киев, Днепр, Харьков, Кривой Рог), где такие школы уже прошли аттестацию. Как раз через 6 лет, когда этот эксперимент будет подтвержден положительными результатами, у нас уже будут укомплектованы 11 классов. В ходе исследования мы изучаем именно психическое развитие детей в вальдорфской школе, – рассказал нам руководитель методического центра по вальдорфской педагогике, преподаватель Денис Малофеев.

Отметим, что педагог с 2002­го года работал в Днепре в данном направлении, ранее прошел обучение в Германии и на сегодняшний день является наиболее опытным в вальдорфской школе.

– В нашей школе набраны уже 6 классов (1­6) и две группы детского сада. Сейчас все только начинается, еще много чего нужно совершенствовать, но школа растет, постоянно увеличивается количество детей. Классы и группы сада пополняются на протяжении всего года, образовалась очередь. С педагогами всегда непросто, но нам везет, и находятся те смелые, независимые и ответственные люди, которые хотят по­новому работать с детьми, – рассказала мама ученика вальдорфской школы Анна Михайлова.

Принципы

Что касается вальдорфской педагогики, уже с 1928 года были созданы исследовательские и учебные учреждения, как правило, связанные с антропософским движением. Такие школы работают по принципу «не опережение развития ребенка, а предоставление всех возможностей для развития в собственном темпе». При оборудовании школ отдается предпочтение натуральным материалам, в первую очередь для развития фантазии детей. Большое внимание также уделяется духовному развитию.

– В вальдорфской школе иначе все. Первое, что бросается в глаза – это внешний вид классов, пространства… и самих учителей с учениками. В такой школе нет формы, как и жестких правил в одежде для педагогов. Все должно быть красиво, гармонично, из натуральных материалов и естественных цветов. В жизни детей как в школе, так и в саду присутствует много творчества. И это не только уроки рисования акварелью или лепки из воска. Это ­ творчество, в том числе в мышлении. Например, дети могут решать математические примеры тем путем, который им больше по душе. Нет единого требуемого алгоритма. Здесь учатся не подставлять числа в формулу, данную учителем, а наблюдать феномены, анализировать и выводить закономерности самостоятельно. Это именно то, что пригодится в жизни, – говорит мама Полина Ткаченко.

Кому­то может показаться, что если выбрать для своего ребенка такую школу, есть риск быть выброшенным за борт системы, что, безусловно, привлекательно с точки зрения индивидуализма, но может сыграть злую шутку, как только ребенок сам пожелает в нее (систему) втиснуться. Однако, как утверждают запорожские педагоги, ничего подобного детям, обучающимся в вальдорфской школе, не грозит, потому как они сдают те же контрольные срезы, что и ребята в других школах. В девятом классе ученики получают аттестат, в 11(12) – сдают ВНО. В Кривом Роге, кстати, в прошлом году у выпускников вальдорфской школы по среднему баллу был второй результат в городе.

– На сегодняшний день в нашем городе есть большое количество родителей, которые не удовлетворены традиционной системой образования, поэтому они ищут что­то другое для своих детей. У нас нет традиционного оценивая в виде цифр, но есть вербальное оценивание, а также характеристики, которые мы пишем детям (они в этом смысле более информативны). В 9­м и 11­м классах наши дети сдают традиционные экзамены и ВНО, – подчеркивает преподаватель Денис Малофеев.

Отметим, что учебный материал подается блоками (эпохами), но день на всех этапах обучения (от яслей до семинарий) разделен на три части: духовный (где преобладает активное мышление), душевный (обучение музыке и эвритмическому танцу), креативно­практический (дети учатся в первую очередь творческим задачам: лепить, рисовать, вырезать из дерева, шить и так далее).

– Преподавание в нашей школе, как правило, ведется с помощью живописи, музыки, художественного чтения, рукоделия и так далее. Это все делает процесс обучения для детей интереснее. Если рассматривать человека как существо, которое состоит из физического тела, эмоционального и интеллектуального, то в вальдорфской школе задействуются все эти части, а не только интеллектуальная, как принято в обычной школе. Причем задействуются в разные периоды жизни по­разному: в младшей школе акцент делается на эмоциональном развитии, а в старшей ­ внимание смещается в сторону интеллектуального. Такой поход отвечает психофизиологическим потребностям детей, а потому наши дети не болеют так, как в обычных школах. Например, мы практически никогда не закрываемся на карантин, – рассказал преподаватель.

Сад

Сейчас в каждом из классов школы учатся от 19 до 25 детей. Некоторые классы инклюзивные, где также обучаются дети с особыми потребностями. В саду открыты две группы (полная и неполная), и они смешанные – разновозрастные. Такой подход позволяет детям лучше социализироваться: старшие помогают младшим, а младшие с удовольствием учатся у старших.

Сейчас работают две группы – полного и неполного дня. Что касается количества детей, 20 человек ­ в группе полного дня и 13 – в группе неполного. Наши занятия интегрированы в жизнь. Ребёнок обучается на том, что его окружает. Мы не придумываем какие­то искусственные приёмы, а скорее выступаем за все, что естественно. Например, мы мелем муку, лепим из пчелиного воска, рисуем в естественном стиле, то есть без всяких шаблонов. Ребенок действует из своей сути, а не делая что­то «правильно», ­ рассказала руководитель сада Елена Бабенко.

Воспитатели в саду не прибегают к насилию или морализации.

Мы не занимаемся морализацией в общении с детьми. К примеру, если дети не хотят делиться, то мы приводим художественные примеры, из которых они сами делают выводы. Прямые морали у нас никто не читает. Любую ситуацию лучше раскрыть через практику – сказку или историю. У нас нет прямого «нельзя». Есть множество приемов, с помощью которых этого можно избежать, чтобы ребенок рос в естественной среде, ­ отмечает педагог старшей группы и руководитель сада.

Стоит отметить, что родители в значительной степени включены в жизнь сада и своего ребенка. Они постоянно участвуют в подготовке детских праздников и других мероприятиях. Например, «вальдорфские дети» не готовят показательные выступления ­ утренники для родителей, это родители готовят спектакли и праздники для детей.

Когда мы принимаем ребёнка в сад, понимаем, что берем не только ребёнка, а и его семью. Здесь важно понимать, что наш принцип не «дети для взрослых», а «взрослые для детей», ­ резюмировала Елена Бабенко.

Взаимное уважение

Школьники занимаются с 8 до 13 часов; как правило, это ­ четыре урока. Первый длится полтора часа, но в течение этого урока дети не сидят за партами более 40­ка минут (далее процесс обучения и знакомство с предметом происходят в движении). В обед у детей ­ получасовая прогулка, а дальше еще два­три 45­минутных урока в тематике дня с перерывами в 15 минут. Домой все дети получают только одно задание и, как правило, индивидуальное.

Денис Малофеев рассказал также и о том, как в вальдорфской школе реализуется принцип антропоморфности:

– В процессе обучения дети проходят те же этапы, которые прошло человечество в своем развитии. В первом классе мы изучаем древние народные традиции, во втором – притчи и моральные истории, третий класс – это изучение историй из Ветхого завета, в четвертом классе обучение построено на изучении скандинавской и славянской мифологий, в пятом классе ­ Египет и Древняя Греция, и так мы доводим до нового времени. Все это позволяет детям развиваться более естественно и гармонично. Ребенок чувствует себя в этом мире более уверенно, когда знает, откуда что пришло, – отмечает педагог.

Родители говорят, что их объединяет желание лучшего будущего для своих детей и постоянного взаимодействия с ними. Такие родители рассматривают детей не как пустой сосуд, который нужно наполнить во что бы то ни стало и чем больше, тем лучше, а как личность, которая должна стать свободной.

– Учителя в нашей школе приветливо и уважительно относятся к детям. В садике, например, смене деятельности предшествует определенная песня воспитателя. Таким образом, не приходится постоянно кричать на детей и одергивать их, здоровый ритм помогает выстраивать поведение в группе. Как в школе, так и в саду очень активные родители. Это люди, которым небезразлично то, чему учатся их дети, и не только на уроках, но и в повседневной жизни. Иными словами, может ли педагог во всем быть примером ребенку? Это то, над чем работают учителя и воспитатели. И такая работа не прекращается никогда, – говорит мама Полина Ткаченко.

Для справки

Первая вальдорфская школа была создана в 1919 году. В настоящее время в мире существует 1025 вальдорфских школ, находящихся в 60 странах, и более 2000 детских садов, признанных Международным форумом вальдорф/штайнеровских школ, Педагогической секцией Свободной Высшей школы гуманитарных наук Гётеанума и Друзьями вальдорфского образования. Название «вальдорфская школа» является зарегистрированной международной торговой маркой, права на ее использование принадлежат Союзу независимых вальдорфских школ (Германия).

В 1928 году была основана Свободная высшая школа в Штутгарте, сначала готовившая преподавателей для вальдорфских школ, декларирующая, что ее исследования носят «критически­углубленный» характер и дискуссия с профессиональным научным сообществом является их неотъемлемым атрибутом. В 1999 курсы по подготовке учителей вальдорфских школ этого учебного заведения получили государственную аккредитацию, затем в рамках Болонского процесса курсы были разделены на бакалавриат и магистратуру, которые также были аккредитованы.

В 1973 году был основан Институт вальдорфской педагогики Виттен/Аннен, получивший государственную аккредитацию в 2009 году.

Фонд «Счастливый ребенок» — эффективная помощь наиболее нуждающимся детям Запорожской области

Им нужна наша помощь
Тигран Давыдов
Тигран Давыдов

Эпендимома головного мозга

Помочь сейчас
Кристина Асатрян
Кристина Асатрян

Поражение центральной нервной системы, врождённая атрофия зрительных нервов обоих глаз

Помочь сейчас

В 2022 вы помогли на сумму, грн.

455 928

Расходы фонда в 2022
39 больным детям 247 658 грн.
Детдомам для инвалидов: 148 647 грн.
Детcкому экоселу: 54 354 грн.
Сиротам и малообеспеченным: 2 190 грн.
Помощь взрослым "Хелпус": 122 грн.
Служебные расходы: 29 312 грн.
Всего расходов: 488 163 грн.

Всего с 2007 оказано помощи, грн.

88 079 616

Ребенку нужна семья