Дети Запорожья лого

«К нам приходят после интернатов, после лет блуждания на улицах»

22 августа 2021, 16:40 1559 Автор: Анна Беловолченко dou.ua Как в Hebron IT Academy бесплатно учат программированию социально незащищенную молодежь

Вблизи Львова уже пятый год работает Hebron IT Academy - образовательное учреждение, в котором за два года сироты и молодежь, которая оказалась в сложных жизненных обстоятельствах, изучают программирование. По окончании академии они могут стать фронтенд-, бекенд-, фулстек-разработчиками, game developers или тестировщиками. В интервью DOU наставник по воспитательной части Орест Яцкуляк рассказал, как появилась академия и как устроено обучение. А двое студентов поделились своим опытом жизни здесь.

Орест Яцкуляк

Орест Яцкуляк

Как появилась Hebron IT Academy

Под Львовом в поселке Брюховичи с 2016 года работает Hebron IT Academy. Сейчас здесь учатся ребята-сироты, а также те, чьи семьи оказались в сложном материальном положении или сложных жизненных обстоятельствах. Они проходят двухгодичное обучение на базе академии, а затем идут работать в IT-компании. В следующем году сюда хотят брать и девушек, ведь запрос от них даже больше, чем от ребят. Но чтобы воплотить задуманное, нужен отдельный дом и лидерский состав, чтобы не смешивать студентов. Планируется пригласить на обучение четырех.

Идея создать Hebron IT Academy принадлежит супругам Игорю Була и Лилии Валигун. Они девять лет прожили в Штатах. Лилия - переводчица по образованию. Около двух лет работала как фриланс-инженерка с Big Data Analytic, дальше была СЕО CinemaWelcome - первой социальной сети онлайн-кинотеатров. Игорь в прошлом работал в полиции, затем стал совладельцем и Product Manager в CinemaWelcome. Супруги всегда были неравнодушны к социальным проектам, помогали детям-сиротам.

По возвращению в Украину в 2015-м Игорь и Лилия решили продолжить социальную работу. Сначала просто собирали деньги для нуждающихся детей, но потом решили вывести все на другой уровень. Поняли, что лучше не просто давать средства, а учить молодых людей, давать им профессию. Поэтому Hebron IT Academy появилась на базе основанной ими IT-компании HebronSoft (фирма занимается разработкой программного обеспечения и работает с blockchain-платформами, имеет офисы в Украине, Канаде и США - ред.). Часть заработанных средств из проектов HebronSoft идет в академию. Также компания помогает преподавателями, обеспечивает студентов местами для практики, а самых успешных выпускников нанимает.

Дом в Брюховичах - это и дом, в котором проживают студенты Hebron IT Academy, и учебное заведение. Здесь есть большая огороженная частная территория, спортивная площадка, спортзал, кухня, спальни, классы, где проходят занятия, и кабинеты администрации. Это центр Hebron IT Academy. За несколько улиц расположен второй дом. Его арендуют для выпускников, которые еще не нашли работу или трудоустроились, но считают, что пока не готовы покинуть академию - им нужно больше времени на адаптацию.

Чтобы запустить заведение, Лилия и Игорь наняли академического директора и лидера дома. Первый разработал учебную программу, в которую входили программирование, математика, английский и схемотехника. Второй следил за порядком в доме, был ментором для ребят. В первый год на обучение приехало шесть студентов, за два года - был уже набор из 16 человек. Всего по состоянию на сегодня через академию прошло 30 студентов.

Дом, в котором живут и учатся студенты Hebron IT Academy

Дом, в котором живут и учатся студенты Hebron IT Academy

Орест Яцкуляк: «Если студент готов не сдаваться и переступить через свои "не могу "- это знак, что он может быть в академии»

Студентов в Hebron IT Academy ищут через летние лагеря, которые мы проводим самостоятельно. Компания из волонтеров, социальных работников, руководство детских домов, интернатов и через церкви по всей Украине рассказывает о лагере, который проходит под Львовом ежегодно. Желающих приезжает более полсотни. В лагере ребята общаются, решают задачи на логику, узнают основы программирования. И тех, кто проявляет наибольший талант, интерес, тех, у кого видно в глазах желание учиться, мы берем в академию. Заявок всегда больше, чем можем принять. А контактов сегодня так много, что нам удалось набрать студентов даже без лагерей - их последние два года не устраиваем из-за пандемии. Иногда звонят даже в середине года и просят взять к себе, мол, я брожу, не могу дать себе совета, но слышал о вас, помогите. Поэтому иногда делаем исключения и приглашаем не в начале учебного года в сентябре, а когда попросят. Если бы мы набирали сто человек, возможно, надо было бы прилагать больше усилий для поисков. Но мы лимитированы в местах и взять 12-15 студентов не проблема.

От ребят ничего особенного не требуют. Прежде всего они должны быть совершеннолетними. Это, во-первых, связано с законодательством - значительно меньше бюрократии, если работаешь с теми, кому за 18. Для детей нужно оформлять иные документы, и это сложнее. Во-вторых, брать тех, кому лет 12 нет смысла - они еще маленькие и не знают точно, чего хотят. В-третьих, если работать с теми, кому 16-17 лет, более зрелые и понимают свои желания, способности, через год-два придется переоформлять все документы, ведь они станут совершеннолетними. Чтобы избежать таких нюансов, решили брать желающих от 18 лет. Для вступления они должны предоставить документы, подтверждающие личность, пройти медосмотр и интеллектуальный тест, чтобы определить уровень знаний и способностей. Обычно даем задание на логику. На самом деле сразу видно, интересно ли человеку. Даже если не математический склад ума, не мыслит алгоритмами, но усидчивый, готов прилагать усилия, мы приглашаем к себе. На старте может не быть даже мотивации, впрочем если студент готов не сдаваться и переступить через свои «не могу» - это знак, что он может быть в академии.

Не все проходят обучение до конца. Например, некоторые не могут пересилить себя и изучить что-нибудь, поэтому забрасывает занятия и хочет уйти. Таких случаев было всего несколько, но случаются. Студентов, которые уходят, мы не бросаем на произвол судьбы. Стараемся подыскать им работу в других местах, помочь с жильем. Иногда устраиваются к предпринимателям, с которыми мы сотрудничаем, на простую физическую работу. Некоторые по знакомству идут жить к выпускникам, которые уже имеют работу в IT. Пожив с ними, получают новое вдохновение, мотивацию, видят, как может сложиться их жизнь, и возвращаются.

Занятия в академии

Занятия в академии

Обучение и быт академии

На старте в Hebron IT Academy учили общие предметы вроде математики. Сейчас больше сконцентрировались на программировании и практических задачах. Ведут такие пары преподаватели-практики - это люди с IT-компаний Senior или хотя бы Strong Middle уровня. Они не тратят время на теорию, а дают приближенные к реальности задачи. Приходят преподавать из HebronSoft, Sombra, есть просто специалисты с рынка.

Базовый курс по программированию продолжается полгода. А дальше мы смотрим на студентов и делим их на группы по способностям - каждой группе подбираем разных преподавателей. Например, двое ребят у нас проучились, но стало понятно, что программистами они не станут. Поэтому мы отдали их на тестирование и наняли соответствующих преподавателей. После выпуска с базой инженера, пониманием того, как писать код, они будут лучше тестировщиков с рынка, окончивших стандартные четырехмесячные курсы.

Также в основе английский. Для преподавания привлекаем выпускников университетов, поэтому с иностранным языком проблем вообще нет.

Комната студентов

Комната студентов

Часть преподавателей берёт оплату почасово, часть - за лекцию. Все индивидуально: кто как себя оценит, столько и платим. Есть преподаватели, которые делают скидки, особенно если можно организовать учебный процесс онлайн. Самый дорогой преподаватель получает 15-17 долларов в час. Но в среднем - 150 гривен. Есть и такие, кто целый курс по своему предмету, а это три недели, читает бесплатно.

Ребята учатся с сентября и до лета. В программе, кроме предметов, спорт. Прежде всего для здоровья спины, ведь им приходится много сидеть за компьютерами. Еще играем в футбол, занимаемся на турниках, с теми, кто ранее имел опыт, учим борьбу. Также я читаю для них мотивационные лекции, такие, которые помогают настроиться на учебу и правильно организовать работу - о том же тайм-менеджмент. Даем развивающие и мотивационные книги, устраиваем мастер-классы, экскурсии.

Способности у всех, кто приходит, разные. Некоторые за год могут закончить программу, а некоторым все дается сложнее. Студенты, опережают обучение, ранее устраиваются на практику. Впрочем IT - это не только hard skills, но и soft skills. 85% людей, которые к нам приходят, как раз не имеют soft skills. Поэтому, собственно, в программе не только технические предметы, но и экскурсии - это помогает ребятам адаптироваться в социуме, потому что им сложно. Есть культурная программа: водим их в оперный театр, устраиваем экскурсии по городу.

Экскурсия для студентов

Экскурсия для студентов

А есть более практичная - договариваемся с IT-компаниями или производствами, чтобы они посмотрели, как люди общаются между собой, как вообще устроена работа в офисе или на предприятии. К нам приходят после жизни в интернате, после лет блуждания на улицах, после употребления наркотиков и краж. И тут вдруг человек попадает в мир IT. Это общение, корпоративная культура. Для них это труднее понять и усвоить, чем алгоритмы. Поэтому и обучение два года - чисто технически мы можем подготовить ребят за 6-7 месяцев, еще за 3-4 месяца практики они станут хорошими джуниорами. Но в процессе обучения обнаруживаем много проблемных точек, которые стоит проработать, ведь если человек не социализированный, его просто выгонят из компании, потому что он будет мешать проекту.

Если случай сложный, привлекаем психологов, которые помогают проработать травму. В общем воспитываем всех на принципах христианской морали. Это не религиозное направление преподавания. Просто перечень принципов, которые, как мы объясняем, помогут решить практические проблемы. Даже на уровне быта возникает много нюансов: кто съел чью то порцию, кто взял чужие кроссовки, кого-то кого-то любит «сдавать». И здесь не сработает, что лидер в доме скажет:«Нельзя так делать, я сказал». Нужно ссылаться на более фундаментальные вещи.

Кстати, ранее лидеры дома пытались создавать здесь семейную атмосферу. Лидер был как отец: выше иерархией, строгий, но готов дать совет. И все же мы отошли от такой практики. Мы не заменим ребятам семьи. И во многих различные представления, что это такое вообще. Бывают завышенные ожидания, и это порождает конфликты. Кто-то думает, что отец строгий, но никогда не ругает, кто-то представляет его иначе. Поэтому мы пришли к тому, что лучшая формула - быть другом, наставником, который не просто говорит, как правильно, а все демонстрирует на собственном примере.

Дом ребята убирают сами - дежурят. Но дважды в неделю все же приходит уборщица, потому что они могут пропускать определенные моменты, а чистоту надо поддерживать. Раньше, когда было мало студентов, каждый готовил себе сам. Но сейчас наняли повара, посколько централизованно это делать удобнее.

Наибольшие расходы - это проживание и преподаватели. Обеспечить дом, питание, ноутбук, программы для одного студента - это 7-8 тысяч гривен в месяц. Плюс - стипендия тысяча гривен каждому. Такую сумму не всегда удается собрать, но все же базово мы обеспечиваем всем необходимым. Если собрали меньше денег, можем купить другие продукты или курсы, чтобы немного сэкономить. Потому что если человек голоден, он не будет учиться. Финансово помогают предприниматели, юристы и другие люди, которые знают о нас. Также мы во второй раз выиграли грант от Львовского образовательного фонда и понемногу налаживаем фандрейзинг. К пандемии устраивали благотворительные аукционы: к нам приходили люди, знакомились с академией, общались. Но пока такого не делаем, пока все свелось к персональным пожертвований. В будущем надеемся возродить практику аукционов.

Спортивная площадка на территории Hebron IT Academy

Спортивная площадка на территории Hebron IT Academy

Развитие дела

С Hebron IT Academy уже выпустились 30 студентов. Из выпускников не устроились в IT разве что несколько человек. Наши ребята работают в SoftServe, Sombra, HebronSoft и других крупных компаниях. Большинство остается во Львове, но четверо поехали в Киев. Мы не обязываем их идти в конкретные компании, но во Львове проще помочь с трудоустройством, ведь мы дружим с местным IT-кластером.

По окончании каждый получает сертификат. Если надо - пишем рекомендации. Мы подталкиваем студентов составлять резюме и проходить собеседования, ведь это опыт, даже если вас не взяли сразу.

Наша цель - чтобы 90% преподавателей и лидеров были из наших выпускников. Ведь они будут вдохновлять своим примером, им проще, чем людям со стороны, которые не имели похожей жизни, общаться со студентами. Но для этого нужно время - они должны не просто найти работу, а вырасти как специалисты. Поэтому ждем. Контакты поддерживаем со всеми. И выпускники часто приезжают к нам на встречи - не хотят обрывать связи.

Алексей Лебедик, 25 лет: «В академии многое зависит от самообразования и самодисциплины»

Я из Кривого Рога, из многодетной семьи. В академию попал случайно: знакомый учился здесь, рассказал мне, спросил у руководства, могу ли я приехать, и меня взяли. Сейчас проучился здесь три месяца и скоро должен уже выходить на проект - делать сайты для канадского заказчика.

Алексей Лебедик

Раньше я работал строителем. Дважды ездил на заработки в Польшу, один раз был в Венгрии. Но мне это не нравилось. Я трудолюбивый, когда вижу перспективу. А когда на стройке тебе говорят, что ты можешь рассчитывать на дополнительные 100 гривен, это сомнительная перспектива. Ходишь грязный, работаешь так, что не можешь разогнуться. Ты ничего не зарабатываешь, у тебя нет времени на друзей, семью. Возможно, есть тип людей, которые успокаиваются, когда работают на стройке или заводе, но я не такой. В конце концов, дошло до того, что я потерял веру в себя. Даже думал возвращаться в Европу, потому что сидеть на шее у родителей в моем возрасте нехорошо. Но все же получилось договориться с собой и найти то, что мне интересно.

У меня всегда был математический склад ума, поэтому учиться было не сложно. В академии многое зависит от самообразования и самодисциплины. Большой плюс в том, что все учатся. Дома мне было трудно: приходишь после работы, желание учить нет, постоянно кто-то отвлекает. Здесь же наша группа из четырех человек живет в одной комнате. Садимся учиться и начинается: а ты знаешь, как это сделать, а как это, а давайте, кто быстрее. Учиться проще, потому что ты изолирован. Даже когда захочешь отдохнуть, много времени не уйдет. Можно посмотреть фильм, сериал, поиграть в игры, но долго этим не хочется заниматься. Если сбиваешься, отстаешь от других, впадаешь из-за этого в депрессивное состояние.

У нас есть распорядок дня: подъем, обед, спорт, время на книги. Все это контролируют, проверяют, мы читаем. Много проверки английского. Книгу ты можешь и не прочитать, а вот не выучить английский - не удастся.

Я понял, что в программировании самое главное алгоритмы и понимание того, как все устроено. Если мы берем интернет, надо понимать, что есть сервер, клиент, база данных, зачем они нужны. Все это не просто так появилось. Учить сухой код - не вариант. Нужно понимать, как его применять. Есть период, когда заходишь в тупик и кажется, что ничего не можешь изучить, топчешься на месте. Я тоже с этим сталкивался: перегорал, бросал один язык и переходил на другой: PHP, Python ... С английским то же. Но если человек трудолюбивый, за неделю это проходит.

Ребята очень разные. Много таких, которые не адаптированы к стандартным вещам: им сложно тарелку помыть, убрать за собой, готовить. Но все добродушные и готовы учиться.

Вскоре я должен выходить на проект. Буду Full Stack Developer. Но вообще мечтаю создать собственную игру - уже есть концепция в голове. Как сложится дальше, не знаю. Но хочу оставаться здесь, помогать академии. Надеюсь, будет на это время, потому что работу обещают удаленно. Главное - у меня есть цель и я знаю, для чего это делаю.

Дима Коришко, 20 лет: «Все работает, как в Европе»

Я из многодетной семьи. Родился на Волыни, а сюда попал через своего друга-сироту - мы вместе учились на автомехаников. Когда он поступил в Hebron IT Academy, рассказывал мне о своих впечатлениях, радовался, что попал сюда, ведь он такой человек, который круглосуточно сидит за компьютером - ему это нравится.

Дима Коришко

Тогда мне было 18 лет, я думал, чем заниматься дальше. Старшая сестра всегда говорила: лучше работать мозгом, а не физически. И я согласен с ний: физический труд не для меня. Умственная - другое дело, тем более я человек верующий и хотел бы делиться своими знаниями с другими, заниматься менторством. Поэтому загорелся так же поступить и стать айтишников. Сначала думал об этом как о шансе получить работу, которая меня обеспечит. Все говорят: «О, айтишник, значит, много денег». Но потом понял: если человек ставит в качестве главной цели деньги, он далеко не уйдет, быстро перегорит. И что такое деньги? Сегодня есть, завтра уже нет. Словом, я поставил себе планку: использовать время не на 100, а на 120%, получить профессию и помогать тем, кто был в таких же условиях, как я.

У нас есть различные направления, которыми можно овладеть: бэкенд, фронтенд, геймдев, тестирование. Нравится, что здесь не заставляют учить все, как в школе. Ты можешь выбрать то направление, которое нравится, и развиваться в нем. Все работает, как в Европе: учишь те предметы, которые реально нужны. Сейчас я прохожу курс по фулстеку, но понимаю, что это не мое. Немного трудно дается, поэтому хочу перейти на тестирование - реально этим загорелся. Я размышлял, что если напрягуся, то смогу стать фулстеком, но пройдет время и я выгорю. Выгорю, так как буду учить не потому, что хочу, а потому, что надо.

В академии я почти год. Думаю, сейчас возьмусь за QA и в следующем году смогу выйти на проект работать. Но заведение бросать не собираюсь. Это место оставило отпечаток в моей жизни, дало надежду, возможности. Поэтому буду помогать им, как смогу.

Внимание! Русская версия сайта больше не обновляется. Актуальная информация размещена в украинской версии