Дети Запорожья лого

Мои впечатления о проекте «Клубок»

11 сентября 2012, 19:00 7449 Автор: Ольга Ставицкая www.deti.zp.ua Вот и лето пролетело, и самое время детям и вожатым вспомнить, как прошёл палаточный лагерь

Закончилось лето, пришла пора учёбы. Классно, когда осенью есть что вспомнить. Детям из сёл, побывавшим в туристическом лагере «Клубок», это лето точно запомнилось, как самое весёлое и необычное. Они меня при встрече до сих пор спрашивают: «А ещё поедем туда? А можно уже сейчас записаться?»

Попытаюсь рассказать всё по порядку.

С фондом «Счастливый ребёнок» я познакомилась почти случайно. Что-то искала в Интернете, перешла по ссылкам – и вот он, интереснейший сайт, созданный неравнодушными людьми. Зачиталась статьями Ирины, Альберта, проплакала полночи над тяжкой долей некоторых детей, зарегистрировалась на сайте.

Потом пришло приглашение мне, как корреспонденту, посетить детский палаточный лагерь в Васильевке. Позвонила спросить, можно ли на пресс-конференцию взять с собой детей, на что Альберт предложил отправить в лагерь мою дочь и посмотреть на жизнь в лагере, так сказать, изнутри.

Сразу скажу, что дочери (ей 9 лет тогда было) очень понравилось, хотя это был её первый поход и «отрыв» от мамы. Когда Вероника рассказывала о своём походе односельчанам, все ей завидовали. Ведь сельские дети редко где бывают. Причины – безработица в селе и, следовательно, отсутствие денег; родители мало заботятся о разнообразии отдыха для детей, считая, что в селе они и так отдыхают на свежем воздухе. Многие мамы, которые и рады отправить ребёнка на отдых, жаловались, что льготных путёвок в лагерь сейчас не достать, а полную стоимость оплатить просто нереально.

Вообще, с досугом в сельской местности – кошмар, полное отсутствие. Я немного отвлекусь, мне просто хочется объяснить ситуацию и рассказать, почему работа, которую ведёт Фонд в этом направлении, так важна.

Так случилось, что наша семья почти 2 года жила в одном из сёл Черниговского района. Клуб в селе разрушен, кружков нет, детских садиков тоже, школа, где есть хотя бы стадион, одна на три села. Зато в каждом даже небольшом селе есть один-два местных «генделыка», где старшее поколение проводит своё свободное время. И, в основном, у детей нет примера нормального общения, качественного досуга. Тяжёлая сельская работа, водка, карты, вечером телевизор - вот и вся жизнь.

Чтобы как-то развлечь, прежде всего, своих детей и приобщить к чему-то полезному сельских, я организовала детский театр. Поставили «Золушку» на новый лад, потом съездили со «спектаклем» и концертом в соседнее село, выступали на народных гуляньях в честь Дня села. И дальше у нас образовался детский кружок театрального творчества, в который с удовольствием ходили дети. Хотели приобщить детей и к спорту - с некоторыми родителями организовались, стали по очереди возить своих детей в район на борьбу и на танцы. Что-то пытались делать. Некоторые были довольны, некоторые крутили пальцем у виска: «Зачем тебе это нужно?»

То есть если ты пьёшь, гуляешь, не работаешь нигде, ругаешься с соседями - никто не удивляется, а если что-то пытаешься сделать полезное – это уже странно …

Так вот, узнав о проекте «Клубок», я решила организовать поездку для моих «театралов» и ещё детей из малообеспеченных семей.

К сожалению, даже в бесплатный лагерь некоторых родителей не удалось уговорить отправить детей. Я всё задавала себе вопрос - почему?

- Что ты удивляешься, это же надо приготовить чистую одежду, что-то с собой дать, привести детей в порядок, справку взять у врача, - говорили мне односельчане. – А когда за выпивкой этим заниматься?

Справки взять – тоже целая история, ведь некоторым детям нужно ехать или в район или хотя бы в другое село к фельдшеру. Пришлось родителям поднапрячься, да это и к лучшему – появилась какая-то ответственность. Хотя были и такие, что говорили – если нужно ехать за справкой в район – пусть лучше дома сидит.

Как перевезти детей из Черниговки в Украинку?

Председатель нашего сельсовета отказался помочь, аргументируя тем, что денег на бензин нет, он за школьный автобус перевозчику должен и вообще, ему на футбол нужно сельскую команду везти.

Поехала в район. Там новый зам главы райадминистрации, дал распоряжение кому нужно. Очень хорошо, что у нас молодой активный руководитель Центра социальных служб для семьи, детей и молодежи Щипенко Илона. Она с председателем карьера договорилась по поводу автобуса, у областного депутата бензин попросила, приказы написала, и для ГАИ собрала все документы. Потом ещё сама с нами поехала как медработник, помогла довезти детей (по правилам, перевозить детей без присутствия врача нельзя).

Да, ещё хочу написать, что во время этих поисков я отсылала письма с просьбой помочь в организации лагеря предпринимателям, депутатам, с некоторыми общалась лично. Кто-то откликнулся, кто-то нет. Сразу хочу поблагодарить откликнувшихся. Директор новополтавского карьера Магера Юрий – выделил автобус с водителем, Гогунский Андрей Владленович – депутат областного совета – помог топливом для автобуса.

Председатель Любимовского сельсовета Дмитрий Сидельников организовал транспорт для запорожских детей, помог обеспечить лагерь свежими овощами. Также он приезжал к нам с гостями на костёр. Народный депутат Валерий Баранов организовал для всех детей и вожатых билеты в Аквапарк. Нам ещё удалось взять у него интервью:

- Понимание, что нужно помогать другим, приходит с возрастом и возможностями. В юности думаешь больше о себе, о карьере. Я понимаю, что не все дети, особенно дети из малообеспеченных семей, смогут посетить Аквапарк. Я с удовольствием смог им в этом помочь.

И вот сборы закончены, мы сели в автобус и поехали в село Украинка Михайловского р-на. Так получилось, что вторая партия детей из Запорожья приезжали только вечером, и мы приехали первыми. Альберт нас встретил, показал детям, как устанавливать палатки, мальчишки потом вместе со старшими их устанавливали. Для многих это было в диковинку.

В палаточном городке с. Украинка Михайловского района (июль 2012)

Потом отправились купаться. Конечно, для детей вода – это главное. Мирный сельский пейзаж, подсолнухи, недалеко пасутся коровы. Наши сельские дети-то привычные, а приехали запорожцы – удивлялись – живые коровы ходят. Так вот откуда молоко берётся! Катание на лодке было тоже запоминающимся.

Лагерь перебазировался на Бердянскую косу (18 июля 2012)

Как приятно неспеша выпить чашечку какао, любуясь золотистым пшеничным полем в Украинке!

После активного игр - можно и в гамаке поваляться

Конкурс талантов устроили прямо на пляже в Бердянске

Также многие дети впервые попробовали пищу, приготовленную на костре. Вообще, для некоторых детей было очень много слова «впервые». Первый поход, ночёвки в палатках, некоторые и на море первый раз поехали, аквапарк впервые – почти для всех.

В один из вечеров к ребятам в Украинку приехал военрук местной школы, который рассказал об истории окрестных сёл и событиях, происходивших здесь во времена Великой Отечественной войны

Конкурсы, теннис, полезные мастер-классы, квесты – тоже для некоторых было впервые.

Гости из волонтёрской группы "Твори добро, Украина" провели для детей два интересных мастер-класса по географии и фотографированию

На протяжении двух смен лагеря волонтёр-художник Кирилл обучал детей мастрерству рисования. С началом учебного года многие наверняка захотят поступать в художественую школу!

Весёлые старты на лугу в Украинке (кстати, на этом месте в скором времени мы планируем построить детскую деревню)

А ты записался в лагерь на следующий год?

Мы с вожатыми всё время старались, чтобы досуг детей был насыщенным, но всё время нам казалось, что этого мало.

Потом, когда дети рассказывали о лагере, оказалось, что очень много было мероприятий и необычных приключений.

Например, Галкин Данил, когда на уроке делились впечатлениями о лете, рассказал: - «Самое прикольное – это когда ночью началась буря. Нас разбудили вожатые. Темно, деревья качаются, шумят, ветер! Нам сказали переходить из палатки в домик. Мы с другом идём, закутанные в спальники, смотрим на небо - страшно. Потом все в доме размещались. Вот весело было!»

Во вторую смену лагеря во время ночной бури вожатые, чтобы не рисковать, перевели детей из палаток в соседний домик. Для ребят это было приключением, которое они долго вспоминали! (оказывается, небольшой сельский домик вмещает 30 детей!)

У нас, у вожатых, о той ночи другие впечатления остались. Палатки стояли под деревьями, и когда начался сильный ветер, мы думали, как быстрее детей эвакуировать – боялись, вдруг какая-то ветка отломается и упадёт прямо на палатку. Надо сказать, всё обошлось, а дети показали себя достойно. Больше всех, конечно, досталось жене Альберта Людочке, которая гостеприимно приняла нас среди ночи в дом и разместила все 35 человек!

Другой мальчик рассказал, что ему больше всего понравилось, что в ставке было «мутное» дно, можно было вдоволь вымазаться грязью.

И вообще, об остальном времени в палаточном лагере «Клубок» спросим самих детей.

Вадим Куц, 12 лет, с.Каменка, Черниговского р-на:

«Я первый раз в лагере, тем более в таком. Очень понравилось. Катание на лодке, речка, море, разные игры. Теннис, «Весёлые старты», наш отряд выиграл в географическом мероприятии «Путешествие по разным странам». Мы были командой «Африка» и мне сделали «наряд» шамана. А особенно понравился Аквапарк, я и не надеялся, что туда попаду – очень дорого. Спасибо всем, что нам удалось там повеселиться. Жалко, что мало были в лагере, хотя бы ещё на недельку».

Ярослав Семик, 14 лет, с. Стульнево:

«Мне очень и очень понравилось. Я научился разводить костёр, ставить палатку. Природа красивая, вожатые хорошие. Научился новым песням. Главное, приобрёл новых интересных друзей из Запорожья, Энергодара. Это ребята, у которых есть чему поучиться. Было жалко расставаться, но мы сейчас созваниваемся и общаемся в социальных сетях. Понравилась, как у костра нам ветеран рассказывал об истории, о боях на этой местности. Такого в книгах не прочтёшь. Были интересные мастер классы. Я увлекаюсь фотографией, и к нам приезжал настоящий фотограф и рассказывал, как правильно фотографировать. Понравилась географическая игра. В Аквапарке мечтал побывать, рад, что получилось».

Марина Пулык, 16 лет, Запорожье:

«В палаточном лагере первый раз. Прежде всего, понравилось общение с разными людьми. Очень понравились наши вожатые, а также много кружков, мастер-классы, географический конкурс. И конечно, Аквапарк и поездка на море».

Ребята из второй смены лагеря побывали в Бердянском аквапарке.

Лиана Пестова, 17 лет:

«Попала в такой лагерь впервые, не жалею. Еда на костре понравилась, а особенно готовить вместе с подругой и вожатыми. И ещё запомнился мастер-класс по вождению автомобиля».

Коля Опальченко, 9 лет, Черниговка:

«Я научился плавать! А ещё занял первое место в конкурсе «Мистер и Мисс лагеря», я был «Маленький мистер». Сам не ожидал».

Каждый ребёнок талантлив по своему, поэтому грамоты получили абсолюттно все, но за разные достижения!

Дарья Стеценко, с. Стульнево:

«Мне понравились все мастер-классы. Я научилась плести браслеты и «фенечки», делать кукол из ниток. Мы помогали готовить еду на костре. Интересно было познакомиться с новыми друзьями. Мальчишки такие вежливые были».

Оказывается, у многих детей есть неплохие актёрские способности

Алексей Шейко, пгт. Черниговка:

«Больше всего понравилось на море и Аквапарк. Запомнилось, как мы учили песню «Если друг оказался вдруг…» Слова красивые, правильные. Пели её под гитару. Вообще, всё очень понравилось. Немного научился играть на гитаре, ещё хочу в такой лагерь».

Светозар Маковецкий, 12 лет, Запорожье:

«Игры разные понравились и конкурсы. Я стал Мистером лагеря. Приобрёл много друзей, научился складывать и раскладывать палатку. Песни понравились под гитару. Лагерь прошёл на все 100!»

Через день ребята по вечрам смотрели "умные" художественные фильмы

Богдан Гребинец, ст. Стульнево:

«Понравилось купание на ставке. Ещё понравилось помогать дрова собирать, чувствуешь себя настоящим охотником и добытчиком. На кухне помогать, в палатке спать - свежий воздух. Песни петь понравилось, особенно «Ти ж мене підманула». В Аквапарке съезжать с высоких горок – класс»!

Я уверена, мы будем продолжать работать в этом направлении, совершенствоваться, делать походы более насыщенными и полезными. Это нужно детям.

Кстати, поддержать проект «Клубок» можно прямо сейчас!

Пластиковый сертификат с этой фотографией получил каждый участник лагеря. Память о лете -2012 сохранится для потомков!

Внимание! Русская версия сайта больше не обновляется. Актуальная информация размещена в украинской версии