Happy Child logo

Задержка психического развития у детей-сирот

October 28, 2005, 0:00 8988 Газета «Ау, Родители!»

Отрывок из статьи "Тень казенного детства", опубликованной в газете «Ау, Родители!», 6`2005 г.

Жизнь ребенка в детском доме не проходит бесследно. Родители должны знать, с чем им придется столкнуться.

Задержка психического развития – под этим термином понимают синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных её функций – моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых.

Любой ребенок, пробывший в детском доме длительное время, в большинстве случаев имеет в медицинской карте диагнозы «ЗПР», «ЗПРР» (задержка психоречевого развития) и «ЗПМР» (задержка психомоторного развития). По данным психологов, довольно часто полуторагодовалый детдомовский ребенок в социальном поведении и интеллектуальном развитии находится на уровне годовалого, а в два с половиной года почти пятьдесят процентов из них с трудом достигает уровня полуторагодовалого. В дальнейшем этот разрыв продолжает нарастать. Почти половина детей из домов ребенка гораздо позже «домашних» детей начинают ходить и говорить, хотя объективно они здоровы.

Естественно, чем позже ребенок попадает в семью, тем больше потребуется усилий для того, чтобы он догнал по уровню развития своих «домашних» сверстников. Кроме проблем с развитием можно столкнуться с последствиями так называемой «социальной запущенности». Придется наверстывать то, чему ребенок не научился в детском учреждении, - понять, что в чужие квартиры не заходят без приглашения, что соседский велосипед или игрушки не берут без спроса. Это и многое другое нам кажется естественным, но ребенок, долгое время проживший в детском доме, попадая в незнакомые ситуации, может не знать, как вести себя, может не понимать, почему нельзя брать все, что он хочет. Вам, как родителю, следует постараться «вжиться» в ту ситуацию, в которой ребенок находился до того, как попал к вам в семью, и объяснять и показывать ему, что существуют другие правила.

Ребенку нужно будет также понять, что такое свобода выбора, потому что в детских учреждениях существует строгий распорядок дня, а дома он неожиданно получает возможность выбирать. Родителям следует обучить малыша думать самостоятельно, решать, чего он хочет, и выражать это соответствующим образом. Когда вы соберетесь пойти в магазин выбирать одежду или игрушки, сам процесс ребенку может показаться трудным. В магазине выбор слишком велик, а ребенка просят сказать, что ему из всего этого нравится, в то время как он предпочел бы все сразу. Поэтому на некоторое время отложите совместные походы в магазины.

Родителям придется искать такие способы обучения разным вещам, чтобы ребенку не было скучно и чтобы он не чувствовал себя неумехой и не думал, что все, что он уже умеет, не имеет никакой ценности. Старайтесь использовать игру, чтобы создать у малыша чувство защищенности, близости, а также чувство особенности, избранности и уверенности, что его любят. Многих детей нужно даже учить играть. Делайте вместе что-нибудь и вместе играйте – желательно в те игры и с такими игрушками, которые предназначены для детей намного младше. Игры для детей младшего возраста позволяют ребенку постарше наверстать упущенное в развитии.

Happy Child foundation - effective help to the most needy children of the Zaporizhzhia region, Ukraine, since 2004

They need help:
Kyrylo Kulynych
Kyrylo Kulynych

Peripheral paresis of the right foot

Help now

You donated in 2024

$ 77 856

Our expenses in 2024
To 54 sick children $25 673
Medical equipment: $1 460
Humanitarian help: $20 704
To disabled children: $34 409
To children's village: $1 034
To orphans and poor children: $2 802
"Helpus" - help to adults: $12 335
Service expenses: $12 926
Total sum of expenses: $113 365

$6 846 367

donated since 2007